Главная » Архив материалов

21 июля 215 лет со дня рождения Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797 –1846)


Писатели-юбилярыВильгельм Карлович Кюхельбекер – личность трагическая и трогательная. Много лет он пребывал в забвении потомков в качестве поэта, писателя и был известен лишь как друг Пушкина и ссыльный декабрист.
Исследователь жизни и творчества В. К. Кюхельбекера Юрий Николаевич Тынянов писал: "Поэтическая судьба Кюхельбекера – это, быть может, наиболее яркий пример уничтожения поэта, которое произвело самодержавие". Поэту было 28 лет, когда он, волей самодержавия, был вычеркнут из литературной жизни России: после 1825 года имя Кюхельбекера совершенно исчезло со страниц журналов; его произведения появлялись редко. Он умер в безвестности и нищете, после него осталось огромное количество тетрадей с неопубликованными стихотворениями, поэмами, драмами, повестями. Перед смертью Кюхельбекер отправил В. А. Жуковскому гордое и скорбное письмо:
"Простите мне, добрейший мой наставник и первый руководитель на поприще поэзии, эту мою гордую выходку! Но, право, сердце кровью заливается, если подумаешь, что всё, мною созданное, вместе со мной погибнет, как звук пустой, как ничтожный отголосок!"

На протяжении почти столетия после его смерти крупнейшие произведения поэта не были опубликованы; за эти годы многочисленные исследования литературоведов-пушкинистов вывели на свет огромное количество острот и пародий, карикатур и нелепых случаев, связанных с именем Кюхельбекера. Поэт был заранее уничтожен в глазах своих возможных читателей, которые ещё не знали и не читали его произведений. Только в 1930-е годы трудами русского писателя Ю. Н. Тынянова поэт был впервые воскрешён. Его известный роман "Кюхля" увидел свет в 1925 году.
Сейчас стихи Кюхельбекера издаются и переиздаются, найдены и опубликованы его письма, изучаются его взгляды в области философии, литературной критики и народного творчества.
Просмотров: 464 | Добавил: stefani | Дата: 18.07.2012

Картинка 4 из 483
Гавриил (Гаврила) Романович Державин (14 июля 1743— 20 июля1816— русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его.


Родившийся в Казани в мелкопоместной дворянской семье, которая после смерти отца оказалась в трудном материальном положении, Державин в 19 лет стал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Больше десяти лет он прослужил простым солдатом, принимал участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол ЕКАТЕРИНУ II, участвовал в подавлении восстания Емельяна ПУГАЧЕВА.

Его командиром был прапорщик Козловский, на досуге грешивший сочинительством посредственных стишков. Однажды Козловский пригласил гостей и решил развлечь их чтением своих виршей. В это время в комнату вошел рядовой Державин. Важный прапорщик, увидев не ко времени зашедшего солдата, сказал ему раздраженно: «Ты что стал? Ступай вон: все равно ведь ничего в стихах не смыслишь, так и зачем слушать?»

Державин же был произведен в прапорщики, поручики, стал сам писать стихи (1773). Оставил военную службу в чине капитан-поручика, стал работать под руководством генерал-прокурора А. А. ВЯЗЕМСКОГО. Деятельность Державина на гражданском поприще знала взлеты и падения, но важнейшим шагом в его жизни стало написание в 1783 году оды «Фелица» в честь императрицы ЕКАТЕРИНЫ II. Автора заметили, признали первым поэтом России. Последовали и новые назначения: сначала на должность олонецкого, потом тамбовского губернатора (здесь он едва не угодил под суд, не поладив с генерал-губернатором), место кабинет-секретаря императрицы. Поэт стал сенатором, президентом Коммерц-коллегии, сохранил все должности и при ПАВЛЕ I, а после воцарения АЛЕКСАНДРА I и учреждения в России министерств Державин стал первым министром юстиции (1802) и одновременно генерал-прокурором. Удержался он лишь год, не сработавшись с либеральным окружением императора, так как «держась сильно справедливости, не отступал от нее ни на черту, даже в угодность самого императора». Результатом его борьбы с беззаконием, произволом, превышением власти и взяточничеством стало освобождение от должности. Александр I, приняв Державина, на прямой вопрос о причине увольнения ответил: «Ты очень ревностно служишь». «А как так, государь, — ответил Державин, — то я иначе служить не могу. Простите».

Просмотров: 524 | Добавил: stefani | Дата: 15.07.2012

 


Картинка 8 из 11100


10 июля в России отмечают День воинской славы России, посвященный победе русских в битве под Полтавой. Она состоялась в 1709 году и была решающим сражением в Великой Северной войне, когда Россия, под предводительством Петра Первого воевала с шведской армией Карла XII. После многих успешных сражений Петр отвоевал у Карла Ливонию и основал на Неве крепость под названием Санкт-Петербург. Карл решил вернуть утраченное и отвоевать потерянные земли. Для этого шведы стали наступать на Россию с целью захватить Москву. Однако русские морозы стали преградой на пути Карла,  и он решил обойти Россию с другой стороны и завоевать ее с юга – с Украины. На подходе к Полтаве шведская армия понесла большие потери, а сам шведский король был серьезно ранен. Ведь с тыла шведов атаковали калмыки и казаки. Это и повлияло на решающий исход битвы под Полтавой.
Шведы начали осаду Полтавы 30 апреля 1709 года. Но не тут-то было. Полтавцы смогли отразить атаку, а вскоре им на помощь подоспели русские. Натиск русской армии шведы не смогли сдержать, и были побеждены.
16 июня прошло окончательное и самое большое сражение под Полтавой, где русские победили и полностью разбили шведскую армию. Раненный в бою король Карл вместе с гетманом Мазепой скрылись на территории османской империи.

Картинка 69 из 11100
                           Поле Полтавской битвы". историко-культурный заповедник"
                         http://www.liveinternet.ru/users/dimukraine_com/quotes/

Просмотров: 622 | Добавил: stefani | Дата: 09.07.2012

80 лет со дня смерти Александра Степановича Грина (Гриневский) (1880-1932), русского писателя.


По словам Александра Грина, он прожил жизнь, усыпанную не розами, а гвоздями. Прежде, чем стать писателем, кем он только не работал. Был газетчиком, рыбаком, землекопом, банщиком, маляром, мыл золото на Урале, гасил нефтяные пожары, переписывал документы в адвокатской конторе и даже глотал шпаги в цирке. И творческий путь его тоже не был гладким, он совершенно не вписывался в реальную литературную жизнь России 1930-х годов, стране были нужны другие, реальные герои. Именно поэтому его совсем перестали печатать. Но упорный писатель до самой смерти в июле 1932 года, продолжал работать и сочинять свои прекрасные рассказы, полные надежды и мечты о счастливой жизни. Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки. По повести "Алые паруса" созданы одноименный балет и фильм, по роману "Бегущая по волнам" - одноименный фильм. В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина.

Просмотров: 495 | Добавил: stefani | Дата: 08.07.2012

120 лет со дня рождения Ричарда Олдингтона (1892-1962), английского писателя.

 

Поэт, новеллист, романист, биограф, переводчик, литературовед, критик, Ричард Олдингтон был выразителем настроений "потерянного поколения", духовного смятения, вызванного войной. "Смерть героя" (1929) - первый роман писателя, который сразу же получил известность далеко за пределами Англии. В 1932 году вышел его русский перевод, и Ричард Олдингтон сразу стал популярным для русских читателей. Роман был переведен на многие языки и принес писателю заслуженное признание, как и последовавшие "Дочь полковника" (1932), "Сущий рай" (1937), "Семеро против Ривза" (1938). Сборник рассказов "Дороги к славе" (1930) и роман "Все люди - враги" (1933) отличает страстное осуждение и сатирическое развенчивание лицемерного общества. Один из самых эрудированных писателей своего времени, Ричард Олдингтон также занимался переводческой деятельностью, публиковал литературно-критические работы, был автором ярких жизнеописаний ряда писателей и политических деятелей. В последнем крупном произведении "Лоуренс Аравийский" (1955) он развенчал легенду о подвигах своего соотечественника, полковника британской разведки Томаса Эдуарда Лоуренса.

Просмотров: 551 | Добавил: stefani | Дата: 08.07.2012

130 лет со дня рождения Янки Купалы (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942), белорусского поэта.

 

Первое стихотворение поэта - "Мужик" - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Купала стал регулярно печататься в газете "Наша нива". Он тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов "Жалейка" (1908), "Гусляр" (1910), "Дорогой жизни" (1913), лироэпические и драматические поэмы "Извечная песня" (1908), "Курган" (1910), "Бондаровна" (1913). В советский период выходят сборники "Наследство" (1922), "Безымянное" (1925), "Песня строительству" (1936), "Белоруссии орденоносной" (1937), поэмы "Над рекой Орессой" (1933) и другие. За сборник "От сердца" (1940) в 1941 году  поэт был награжден Государственной премией СССР. Кроме создания огромного количества собственных произведений, Купала перевел на белорусский язык "Слово о полку Игореве", "Медный всадник" А. С.  Пушкина, произведения Т. Г.  Шевченко, Н. А.  Некрасова и других. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран. Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы.

Просмотров: 540 | Добавил: stefani | Дата: 08.07.2012



Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии , Великобритании и Украине, во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.


Другие названия дня

Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».

На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):
«Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…".

Вода

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу.

Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Огонь

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры.

Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Травы

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах.

С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды.

Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

«Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал."



Народные поверья и обычаи

1. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
7. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

В литературе

«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».

Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета:

«За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.

Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.

А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.

Кому радость, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.»



С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница — канун Иванова дня:

«Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…»

Источник

 



Просмотров: 702 | Добавил: stefani | Дата: 07.07.2012

В рамках программы содействия развитию сайтов некоммерческих учебных заведений, с нашего сайта был безвозмездно снят рекламный баннер. Мы очень признательны и благодарны создателям веб-сервиса uCoz за понимание и поддержку сайтов педагогических работников. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

 
       
Просмотров: 435 | Добавил: stefani | Дата: 05.07.2012

Дорогие ребята, выпускники 2012года!
Поздравляю Вас с окончанием нашего колледжа!

Успехов тебе, выпускник,
Счастливой судьбы и удачи!
Пусть знаний волшебный родник
Поможет решить все задачи!

Пусть станет доступной мечта,
Исполнится море желаний!
Пусть радует жизнь красота
И найдено будет призвание!


Просмотров: 485 | Добавил: stefani | Дата: 05.07.2012

6 июля
135 лет со дня рождения
Алексея Михайловича Ремизова
(1877-1957)


Писатели-юбиляры

В истории русской литературы Ремизов остался как мастер слова и художественной формы, рассказывавший о России трагические фантасмагории и волшебные сказки.

Всю свою творческую жизнь писатель посвятил поиску особого стиля, ориентированного на русскую литературу и устное слово Святой Руси. Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910–1912 гг., показало целостность художественного мира Ремизова, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника и изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Ремизова, писавшего о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни — как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона — смешная». Ремизов был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Ремизов, жива «прапамять» о прошлом, которое таким образом является частью настоящего. Произведения: Книга преданий, апокрифов ("Лимонарь, сиречь: Луг духовный”, 1907), романы "Пруд” (1908), "Слово о погибели Русской земли” (1918).

С 1921 в эмиграции. Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы. В это время им написаны такие автобиографические книги, как "Взвихренная Русь" (1927), "По карнизам" (1929), "Подстриженными глазами" (1951) и др. Книга "Огонь вещей. Сны и предсонья" (1954) посвящена русской классике.

В последние годы проявлял интерес к жизни СССР, принял советское подданство. Умер 26 ноября 1957 в Париже.

Просмотров: 497 | Добавил: stefani | Дата: 04.07.2012

« 1 2 ... 25 26 27 28 29 ... 33 34 »