21 июля 215 лет со дня рождения Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797 –1846) |
Гавриил (Гаврила) Романович Державин (14 июля 1743— 20 июля1816) — русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его.
Родившийся в Казани в мелкопоместной дворянской семье, которая после смерти отца оказалась в трудном материальном положении, Державин в 19 лет стал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Больше десяти лет он прослужил простым солдатом, принимал участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол ЕКАТЕРИНУ II, участвовал в подавлении восстания Емельяна ПУГАЧЕВА. Его командиром был прапорщик Козловский, на досуге грешивший сочинительством посредственных стишков. Однажды Козловский пригласил гостей и решил развлечь их чтением своих виршей. В это время в комнату вошел рядовой Державин. Важный прапорщик, увидев не ко времени зашедшего солдата, сказал ему раздраженно: «Ты что стал? Ступай вон: все равно ведь ничего в стихах не смыслишь, так и зачем слушать?» Державин же был произведен в прапорщики, поручики, стал сам писать стихи (1773). Оставил военную службу в чине капитан-поручика, стал работать под руководством генерал-прокурора А. А. ВЯЗЕМСКОГО. Деятельность Державина на гражданском поприще знала взлеты и падения, но важнейшим шагом в его жизни стало написание в 1783 году оды «Фелица» в честь императрицы ЕКАТЕРИНЫ II. Автора заметили, признали первым поэтом России. Последовали и новые назначения: сначала на должность олонецкого, потом тамбовского губернатора (здесь он едва не угодил под суд, не поладив с генерал-губернатором), место кабинет-секретаря императрицы. Поэт стал сенатором, президентом Коммерц-коллегии, сохранил все должности и при ПАВЛЕ I, а после воцарения АЛЕКСАНДРА I и учреждения в России министерств Державин стал первым министром юстиции (1802) и одновременно генерал-прокурором. Удержался он лишь год, не сработавшись с либеральным окружением императора, так как «держась сильно справедливости, не отступал от нее ни на черту, даже в угодность самого императора». Результатом его борьбы с беззаконием, произволом, превышением власти и взяточничеством стало освобождение от должности. Александр I, приняв Державина, на прямой вопрос о причине увольнения ответил: «Ты очень ревностно служишь». «А как так, государь, — ответил Державин, — то я иначе служить не могу. Простите».
Просмотров: 524 |
Добавил: stefani |
Дата: 15.07.2012
|
10 июля в России отмечают День воинской славы России, посвященный победе русских в битве под Полтавой. Она состоялась в 1709 году и была решающим сражением в Великой Северной войне, когда Россия, под предводительством Петра Первого воевала с шведской армией Карла XII. После многих успешных сражений Петр отвоевал у Карла Ливонию и основал на Неве крепость под названием Санкт-Петербург. Карл решил вернуть утраченное и отвоевать потерянные земли. Для этого шведы стали наступать на Россию с целью захватить Москву. Однако русские морозы стали преградой на пути Карла, и он решил обойти Россию с другой стороны и завоевать ее с юга – с Украины. На подходе к Полтаве шведская армия понесла большие потери, а сам шведский король был серьезно ранен. Ведь с тыла шведов атаковали калмыки и казаки. Это и повлияло на решающий исход битвы под Полтавой. Шведы начали осаду Полтавы 30 апреля 1709 года. Но не тут-то было. Полтавцы смогли отразить атаку, а вскоре им на помощь подоспели русские. Натиск русской армии шведы не смогли сдержать, и были побеждены. 16 июня прошло окончательное и самое большое сражение под Полтавой, где русские победили и полностью разбили шведскую армию. Раненный в бою король Карл вместе с гетманом Мазепой скрылись на территории османской империи.
Просмотров: 622 |
Добавил: stefani |
Дата: 09.07.2012
|
80 лет со дня смерти Александра Степановича Грина (Гриневский) (1880-1932), русского писателя.
По словам Александра Грина, он прожил жизнь, усыпанную не розами, а гвоздями. Прежде, чем стать писателем, кем он только не работал. Был газетчиком, рыбаком, землекопом, банщиком, маляром, мыл золото на Урале, гасил нефтяные пожары, переписывал документы в адвокатской конторе и даже глотал шпаги в цирке. И творческий путь его тоже не был гладким, он совершенно не вписывался в реальную литературную жизнь России 1930-х годов, стране были нужны другие, реальные герои. Именно поэтому его совсем перестали печатать. Но упорный писатель до самой смерти в июле 1932 года, продолжал работать и сочинять свои прекрасные рассказы, полные надежды и мечты о счастливой жизни. Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки. По повести "Алые паруса" созданы одноименный балет и фильм, по роману "Бегущая по волнам" - одноименный фильм. В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина.
Просмотров: 495 |
Добавил: stefani |
Дата: 08.07.2012
|
120 лет со дня рождения Ричарда Олдингтона (1892-1962), английского писателя.
Поэт, новеллист, романист, биограф, переводчик, литературовед, критик, Ричард Олдингтон был выразителем настроений "потерянного поколения", духовного смятения, вызванного войной. "Смерть героя" (1929) - первый роман писателя, который сразу же получил известность далеко за пределами Англии. В 1932 году вышел его русский перевод, и Ричард Олдингтон сразу стал популярным для русских читателей. Роман был переведен на многие языки и принес писателю заслуженное признание, как и последовавшие "Дочь полковника" (1932), "Сущий рай" (1937), "Семеро против Ривза" (1938). Сборник рассказов "Дороги к славе" (1930) и роман "Все люди - враги" (1933) отличает страстное осуждение и сатирическое развенчивание лицемерного общества. Один из самых эрудированных писателей своего времени, Ричард Олдингтон также занимался переводческой деятельностью, публиковал литературно-критические работы, был автором ярких жизнеописаний ряда писателей и политических деятелей. В последнем крупном произведении "Лоуренс Аравийский" (1955) он развенчал легенду о подвигах своего соотечественника, полковника британской разведки Томаса Эдуарда Лоуренса.
Просмотров: 551 |
Добавил: stefani |
Дата: 08.07.2012
|
130 лет со дня рождения Янки Купалы (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942), белорусского поэта.
Первое стихотворение поэта - "Мужик" - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Купала стал регулярно печататься в газете "Наша нива". Он тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов "Жалейка" (1908), "Гусляр" (1910), "Дорогой жизни" (1913), лироэпические и драматические поэмы "Извечная песня" (1908), "Курган" (1910), "Бондаровна" (1913). В советский период выходят сборники "Наследство" (1922), "Безымянное" (1925), "Песня строительству" (1936), "Белоруссии орденоносной" (1937), поэмы "Над рекой Орессой" (1933) и другие. За сборник "От сердца" (1940) в 1941 году поэт был награжден Государственной премией СССР. Кроме создания огромного количества собственных произведений, Купала перевел на белорусский язык "Слово о полку Игореве", "Медный всадник" А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова и других. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран. Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы.
Просмотров: 540 |
Добавил: stefani |
Дата: 08.07.2012
|
Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии , Великобритании и Украине, во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—21 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др. Другие названия дня Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.). Происхождение названия Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество». На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях. Обряды праздника Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век): «Сему Купалу… память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ…". Вода Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру: Звал на купальню. Где Иван купался — Берег колыхался. Где Марья купалась — Трава расстилалась. Купался Иван, Да в воду упал."
Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни. Плачет леший у сосны — Жалко летошней весны. Ой, купало, ой, купало, Жалко летошней весны. А у наших у ворот Пляшет девок корогод. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок корогод. Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех.»
Босая с подтыками по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит…» Источник
Просмотров: 702 |
Добавил: stefani |
Дата: 07.07.2012
|
Просмотров: 435 |
Добавил: stefani |
Дата: 05.07.2012
|
Дорогие ребята, выпускники 2012года!
Поздравляю Вас с окончанием нашего колледжа! Успехов тебе, выпускник, Счастливой судьбы и удачи! Пусть знаний волшебный родник Поможет решить все задачи! Пусть станет доступной мечта, Исполнится море желаний! Пусть радует жизнь красота И найдено будет призвание!
Просмотров: 485 |
Добавил: stefani |
Дата: 05.07.2012
|
6 июля |