|
|
27 мая 2012 года Андрею
Георгиевичу Битову исполнилось 75 лет.
«В самом начале еще, когда я начал писать прозу, я сформулировал для
себя такое правило (не знаю, вспоминал ли я его, когда писал…): надо так
писать, чтобы выдуманное оказалось фактом, а факт оказался выдуманным, и
тогда все сойдется, - говорит Андрей Битов. - Наша действительность
всегда дарит именно то, что нарочно не придумаешь. Поэтому приходится
придумывать больше правды, чем наша действительность. А наша
действительность сойдет за фантасмагорию…»
В фильме «Раздвоение вечности, или Меж двух столиц Империи» Андрей
Георгиевич размышляет о писательской судьбе, рассказывает о своем
творчестве и, конечно, вспоминает свои многочисленные путешествия,
которые для Битова превратились из хобби в образ жизни: «Само
путешествие должно быть предложено случаем, а не выбором. Бывает, что
вдруг чувствуешь, что ты едешь в правильном направлении, что у тебя,
там, уже будет текст - так бывало у меня с очень ранних времен... Ты
едешь в путешествие как бы за правом написать. А в принципе это
сочиненные произведения, выдаваемые за документальные… В общем, когда
летишь, уже знаешь, что ты будешь видеть, что ты будешь делать. Потом
поправки получаются только... в виде правды, что ли… А так очень много
путешествий, о которых я ничего не написал и не напишу, хотя внутри меня
уже бывает готовое решение - как это сделать и что можно написать. Но
если можно написать, это не значит, что надо написать…»
Неисправимый путешественник Битов с 1978 года живет на два города: «По
трассе Москва-Петербург я точно рекордсмен: думаю, что за год проезжаю
этот маршрут раз 20… Я думал над тем, чтобы поселиться где-нибудь
посередине. Помню, совсем уже сговорился с одним милиционером и даже к
нему свернул с дороги, чтобы посмотреть дом, как этот дом сгорел… Вот не
судьба. А тут красоты... И названия чудные. Всякие Миродеди,
Миронушки... чудо…»
Размышляя о состоянии современного общества и своем месте в современной
литературе, Битов говорит: «Сложись бы судьба иначе, можно было бы выйти
и на сюжет, а я как бы миновал читателя, миновал сюжет, меня
интересовал только текст, как будто бы я родился века на полтора
раньше...
Мы живем одновременно во всех эпохах: и в средневековье, и до отмены
крепостного права, и до сих пор, безусловно, живем в сталинской эпохе… И
все это одновременно происходит. Но мы думаем, что мы живем сегодня, и
это очень трудно растащить, эти времена. Я два раза пытался это сделать -
когда писал два больших романа: "Пушкинский дом" и "Оглашенные". Они
появились ровно в те моменты, когда эпоха заканчивалась: в одном случае
кончилась эпоха оттепели, в другом случае - кончилась империя. И все это
уместилось в масштабы моей империи, в амбиции, что я написал все-таки
одну большую книгу. Хотя, конечно, ни "Тихого Дона", ни "Войны и мира" я
не написал, но, тем не менее, эти тексты все-таки проистекают друг из
друга. Хоть они зачастую и не связаны сюжетами, но это империя в трех
измерениях… Это, так сказать, мой продукт, который я производил лет 50,
полвека. Думаю, что до этой книги еще дочитаются, у меня такое ощущение,
что она будет дочитана. (….) А человек не сможет прочитать то, что он
не знает сам про себя. Когда он прочитает про себя то, что сам не смог в
себе выразить, он бывает как-то подвинут, благодарен. Это те, кто умеет
читать. Это для тех, кто умеет читать. Всеобщая грамотность к умению
читать не имеет никакого отношения… Как-то Розанов сказал, что книгу не
следует читать ни для удовольствия, ни для познания. Книгу можно читать
только для саморазвития и самопостижения».
Просмотров: 553 |
Добавил: stefani |
Дата: 28.05.2012
|
|
|
31 мая 1892 года
родился Константин Паустовский – русский писатель, творчество которого,
по словам публициста Владимира Солоухина, «само по себе есть проявление
огромной, неистребимой любви к русской земле и русской природе».
«Я не променяю Среднюю Россию на самые
прославленные и потрясающие красоты земного шара, - утверждал
Паустовский. - Я уверен, что для полного овладения русским языком, для
того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное
общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами,
водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает
головой из-под куста лещины».
В 1923 году после гражданской войны,
скитаниям по Украине, путешествиям по югу России, Кавказу Паустовский
вернулся в Москву. Несколько лет он проработал редактором РОСТА и начал
печататься. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист
газеты «Правда» и журналов «30 дней» и «Наши достижения». Он продолжал
свои путешествия по стране. Многие впечатления этих поездок позже
воплотились в художественных произведениях. Так, летом 1931 года
Паустовский выезжает в Ливны, где пишет повесть «Кара-Бугаз», ставшую
для него ключевой.
В годы Великой Отечественной войны Константин Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в
Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных
сборников демократического направления «Литературная Москва» (1956) и
«Тарусские страницы» (1961). В «Тарусских страницах» печатались также Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Давид Самойлов, Аркадий Штейнберг, Надежда Мандельштам, Фрида Вигдорова и многие другие – друзья и соратники по цеху Константина Георгиевича.
Удивительно, но и эпистолярное наследие
Константина Георгиевича Паустовского заслуживает особого внимания. Это
своего рода образец любовной лирики в прозе. Только, как отмечают
литературоведы, не очень понятно, которой из жен адресовано то, или иное
письмо, ведь женат он был трижды. Но единственной венчанной женой
писателя была первая возлюбленная – Екатерина Загорская, с которой он
прожил 20 лет.
В конце жизни Константин Паустовский -
признанный классик. Его переводят на другие языки, регулярно издают
большими тиражами, даже выдвигают на Нобелевскую премию. Но вместо
олимпийского покоя - конфликты и драматические столкновения. Журнал
«Новый мир» отказывается печатать очередную часть «Повести о жизни», его
речь на обсуждении романа Владимира Дудинцева
«Не хлебом единым» становится одним из первых текстов «самиздата», он
задумывает альманах «Тарусские страницы», в котором впервые публикуют
свои произведения Наум Коржавин, Юрий Казаков, Борис Балтер, Булат Окуджава,
- не очень любимые советской властью авторы… Вот об этом, последнем,
очень неспокойном периоде жизни писателя, рассказывается в фильме
Владимира Напевного «Последняя глава».
Просмотров: 523 |
Добавил: stefani |
Дата: 28.05.2012
|
В
Бухарском государственном университете завершилась Республиканская
научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения
великой русской поэтессы Марины Цветаевой.
Она была организована членами кафедры русской филологии университета
при содействии Россотрудничества, Самаркандского общества преподавателей
русского языка и литературы (СОПРЯЛ).
И хотя «Цветаевские чтения» скромно именовались республиканскими,
участие в них (в очной или заочной формах) приняли и ученые зарубежных
стран – России и Украины, Польши, Казахстана и Таджикистана. От
Узбекистана были также филологи Ташкента и Самарканда, Навои, Хорезма и
Каракалпакии. Далее ЗДЕСЬ
Просмотров: 525 |
Добавил: stefani |
Дата: 28.05.2012
|
|