Главная » 2012 » Май » 17

 Елена Койнова, член Международного есенинского общества «Радуница», доцент Тольяттинского государственного университета

В 1912 году в газете «Туркестанские ведомости» был опубликован текст стихотворения поэта Александра Васильевича Ширяевца (1887 – 1924) «Гвоздика», который быстро приобрел популярность.

Гвоздики пряные, багряно-алые

Вдыхал я вечером  -  дала их ты.

А ночью снились мне сны небывалые,

И снились алые цветы… цветы…

Мне снилась девушка, такая странная,

Такая милая, а взгляд  -  гроза…

И душу ранили мечты обманные,

И жгли лучистые её глаза…

И снилось, будто бы на грудь усталую

Припала с ласками  -  на грудь мою…

Гвоздику пряную, багряно-алую,

Благоуханную с тех пор люблю!

Романс «Гвоздики пряные, багряно-алые…» хорошо известен поколению, чья молодость пришлась на 40-50-е годы ХХ века. В то время его часто можно было услышать по радио, он звучал с грампластинок. Имеются воспоминания фронтовиков, как они пели его на войне, вспоминая о мирной жизни.

Студентки, переписывали  слова «Гвоздик…» в свои заветные тетрадки-песенники. Ими даже объяснялись в любви, исполняя романс  любимым, или посылая его строки в письмах.

Со временем имена автора слов и композитора забылись. И если имя композитора пока не известно, то  сегодня мы можем и должны вспомнить, что автором слов романса является  волжский поэт, ближайший друг Сергея Есенина Александр Абрамов, известный в литературе под псевдонимом, взятым в честь родного села - Ширяевец.

Судьба Александра Ширяевца во многом загадочна и трагична. Уроженец «одного из красивейших мест Поволжья» села Ширяево, он вынужденно более семнадцати лет провел в знойной Средней Азии, тоскуя по родине, Волге и Жигулям.

Как вспоминал об этом времени в жизни Ширяевца его друг поэт П. Шпак, «в своем бессилии вырваться из тисков нужды, он в это время слагал много грустных песен и с годами безжалостно уничтожал.

Эти песни были песнями птицы в клетке, и в них уже говорилось, что жизнь тяжелая ноша и что он не видит смысла ее». Единственной отдушиной были стихи, которые он печатал не только в местных изданиях, но и посылал в Россию.

В 1912 г. в Ташкенте в газете «Туркестанские ведомости» от 7 (20) октября  впервые было опубликовано стихотворение «Гвоздика». Видимо, оно так понравилось читателям, что через четыре года  11 (24 декабря)1916 года там же оно было опубликовано вновь. Важнейшую роль в судьбе стихотворения сыграла его публикация в в  №15 журнала «Пробуждение» за 1915 год.

В то время это был единственный в России художественный журнал новейшей литературы, изящных искусств и современной жизни с роскошными вклеенными  картинами, издававшийся по образцу лучших заграничных изданий. В журнале участвовали популярнейшие русские писатели, опубликоваться в нем было большой честью. 

По-видимому, именно эту столичную публикацию стихотворения «Гвоздика» прочел неизвестный нам сегодня композитор и сочинил к нему красивую мелодию.

Романс получил широкую известность и поется до сих пор в различных вариантах, давно уже считаясь народным. Любопытно при этом, что у автора название стихотворения стояло в единственном числе, а в народе его стали называть по первой строке, то есть во множественном  числе «Гвоздики».

Загадочным является и адресат, которому, а точнее  которой, посвятил стихотворение Александр Ширяевец. Когда в  1917 году он включил стихотворение в свою ташкентскую книгу лирики «О музыке и любви»,  появилось посвящение его некой Аде М-ич, о которой практически ничего не известно.

Встречается лишь одно беглое упоминание в письме Александра Ширяевца  из Чарджуя к  ташкентскому другу Павлу Поршакову: «Помнишь мою Аду?», по которому можно предположить, что это была одна из ташкентских девушек, в кого поэт был влюблен.

По воспоминаниям о Ширяевце,  он был всегда в кого-то влюблен. Каждая весна приносила ему новую чистую любовь. Он любил в девушке свою мечту, приписывая ей качества, которых порой его героиня не имела. Они вдохновляли его творчество. Своим избранным девушкам он дарил цветы…     

Двенадцать строк о любви, рассказанных простыми, понятными каждому словами – языком сердца. Любви красивой и чистой. Такой, которая запоминается на всю жизнь и делает человека лучше и возвышеннее.

Написанное в период серебряного века, стихотворение «Гвоздика» несет в себе черты символизма. В эту эпоху особая роль отводилась цветам-символам и символическому значению цветов.

Цветы с давних пор использовались для выражения скрытых чувств, которые по той или иной причине не могли быть высказаны или написаны. Гвоздика традиционно считалась символом любви и непорочности. Каждый цветок соответствует настроению человека, который их вам преподносит.

Например, если молодой человек дарит цветок акации, значит он вас очень любит и этим еще раз подчеркивает свою любовь. Гвоздика белая говорит о верности дарящего вам цветы, алая – о взаимопонимании, любви,. Алый и  багряный цвета, то есть ярко-красные также  символизировали любовь (вспомним известное: алая роза – эмблема любви).

Сочетание этих цветов, являющихся по сути двумя оттенками одного ярко-красного цвета – одна из характерных особенностей неповторимого умения Ширяевца пользоваться цветописью. В своей уникальной цветовой палитре он мастерски употреблял не только яркие чистые тона, но и полутона, блеск, прозрачность и, как в данном случае, многооттеночность одного цвета.

Другой эпитет пряные, то есть возбуждающие чувственность, придает возвышенной любви  элемент страсти. Пятистопный ямб в сочетании более длинных нечетных и укороченных четных строк придает стихотворению особый ритм, звучащий как музыка. Поэтому не случайно музыка так органично дополнила стихотворение «Гвоздики…», сделав его любимым романсом уже нескольких поколений.

Традиционность эпитетов «сны небывалые», «девушка милая», «мечты обманные», «грудь усталую», «лучистые глаза» создает характерное для романса сочетание обыденной жизни и мечты.

Любопытно, что слово люблю в  этом стихотворении о любви появляется лишь единожды, в самом конце. Тем самым, оно акцентирует на себе все внимание как завершающий аккорд, продолжающий звучать и оставаться  в памяти долго-долго, даже тогда, когда музыка уже давно закончилась,  прекрасным эхом…  При этом тайна недосказанного поэтом расшифровывается каждым читателем по-своему.

Во время подготовки презентации книги Александра Ширяевца «Песни волжского соловья»  в Тольяттинском госуниверситете председатель совета ветеранов   В.П.Филиппова, увидев стихотворение на страницах книги, не смогла сдержать своего радостного удивления.

В  нем она узнала текст одной из самых любимых песен своей молодости, которое она, часто слыша по радио, даже записала в свою записную книжку рядом с расписанием занятий 1 курса. Эту книжку  она хранит вот уже 50 лет, столько же, сколько поет этот романс  в кругу друзей. Она блестяще исполнила его и на презентации. 

А некоторое время спустя, были найдены фонограммы «Гвоздик» в   исполнении  певцов 1950-х годов Виктора Брунина и Ю. Хочинского, современной группы «Шанхай» (альбом «Ты не пришла»), самодеятельных исполнителей. Слова романса в различных вариантах, давно считающегося народной песней, без упоминания имен авторов можно встретить в сборнике «В нашу гавань заходили корабли», среди любимых песен туристов и пограничников на различных сайтах.

В Вытегре во время 26-ых  Клюевских чтений из книги К. Т. Алешиной-Матюшиной «Воскресение» (кое-что из жизни Вытегорской деревни начала ХХ века) стало известно, что песня  «Гвоздики пряные, багряно-алые…» была одной из самых любимых и на родине поэта Н. Клюева, считаясь народной.

Александр Ширяевец написал много замечательных стихотворений, поэм, пьес, рассказов. На его стихи писали музыку многие известные композиторы того времени – Р. Глиэр. А. Давиденко, Н. Рославец, А. Любимов, И. Галкин, А. Туренков. Творчество А. Ширяевца, идущее от самого сердца «вечно влюбленного» поэта, несомненно, заслужило, чтобы его помнили и сегодня.

И хотя в наше время оно известно пока еще немногим, и главное его открытие впереди, на могиле Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве  в любое время года лежат живые цветы. Почти всегда – это алые гвоздики. Значит, столетняя история этого романса продолжается!..

Просмотров: 2165 | Добавил: stefani | Дата: 17.05.2012


Ровно сто лет тому назад - в 1912 году -  некий Убайдулла Асадуллаходжаев, вернувшийся из России в родные края,  стал первым узбекским юристом с высшим образованием.  Кто же он, какова  биография этого человека?

Убайдулла  родился в семье садовника в Ташкенте, затем,  окончив русско-туземную школу и овладев русским языком, служил переводчиком в различных учреждениях города.  В 1908 году  узбекский юноша, решив продолжить обучение, поступил учиться на юридический факультет Саратовского университета.

Став студентом, он тщетно   пытался разобраться  в общественно-политических событиях, происходивших в России.    В голове будущего юриста роились самые противоречивые мысли, и тогда, дабы прояснить их, Убайдулла решился обратиться  к  самому  Льву Николаевичу Толстому:  28 мая 1909 года студент- второкурсник Асадуллаходжаев написал обстоятельное письмо графу в Ясную Поляну.

В нем он излагал свои представления об идее непротивления злу насилием и возникшие в связи с этим противоречивые умозаключения.

В конце своего послания   Убайдулла просил великого писателя «соблаговолить дать комментарии к его суждениям и развеять возникшие сомнения». Письмо традиционно заканчивалось   словами  - «…С искренним уважением к вам правоверный мусульманин...».

Получив письмо, Толстой внимательно и заинтересованно прочел его и написал отправителю убедительный и тактичный ответ с соответствующими разъяснениями о благотворных последствиях его замыслов. Писатель отметил, что  стремление быть ближе к нравственному идеалу так же необходимо, как важен верный компас путешественнику.

А закончил свое письмо словами: «Буду весьма рад, если мой ответ принесет Вам удовлетворение… Лев Толстой. Ясная Поляна. 1909 года, 5 июня».  Ответное письмо Л.Н.Толстого не только обрадовало, но и вдохновило будущего юриста.

Получив диплом, Асадуллаходжаев вернулся в Ташкент и активно включился в общественную жизнь, примкнув к движению джадидов.  Вскоре Убайдулла стал одним из основателей просветительского общества «Турон», и  создателем  политической организации «Тараккийпарвар» («Прогрессист»). В 1914 году он редактировал выпуск общественно-политической газеты края «Садои Туркистон»,  объединив  вокруг нее  талантливых единомышленников  Муноввара Кари Абдурашидханова, Бехбуди, Чулпана, Фитрата, Авлони и Абдуллу Кадыри.

Их газетные публикации были призваны ориентировать местное население на понимание   социально-экономической и политической обстановки в Туркестане.

Асадуллаходжаев  был активным сторонником образования Туркестанской автономии, и на IV краевом съезде в ноябре 1917 года его избрали в состав ее правительства. Однако  после свержения автономии он подвергся  преследованиям  и  был   репрессирован…

Контакты с  Львом Николаевичем Толстым  поддерживал и другой наш земляк - Абдувахид Кариев,  лично общавшийся  с писателем в его имении.  Будучи общественным и религиозным деятелем, педагог  Кариев,  наряду с родным узбекским,  неплохо владел арабским, таджикским и русским языками.

В 1907 году он был избран депутатом II Государственной думы России от Ташкента.  Вместе с другим думским депутатом  из Туркестана, он вручил высшим представителям власти в Петербурге петицию с просьбой уравнять в правах всех граждан края. 

Однако Дума эта была  вскоре  распущена, и император взамен назначил новые выборы.  Кариев же за свою «излишнюю активность»  был арестован, осужден и сослан в Тульскую губернию. Оказавшись там, бывший депутат воспользовался представившейся возможностью и приехал в Ясную Поляну, чтобы встретиться с великим писателем.

Лев Николаевич принял Кариева, который понравился ему своей рассудительностью. Между ними состоялась  беседа,  оставившая у обоих чувство удовлетворения. Через некоторое время после встречи Абдувахид,   узнавший  о кончине Льва Толстого, участвовал в его похоронах.

Общение с великим мыслителем оставило неизгладимые воспоминания в душе узбекского ученого,  который   не раз делился ими с кругом единомышленников.  В 1926 году Кариев участвовал в международном конгрессе мусульман в Мекке: в печально известном  1937 году он был арестован за это органами НКВД и в 1938-м в возрасте 83 лет расстрелян.

В 1956 году, в период хрущевской «оттепели», оба узбекских последователя Л.Н.Толстого - Убайдулла   Асадуллаходжаев и  Абдувахид Кариев  - были посмертно реабилитированы.

Просмотров: 507 | Добавил: stefani | Дата: 17.05.2012