6 июля
135 лет со дня рождения
Алексея Михайловича Ремизова
(1877-1957)
В истории русской литературы Ремизов остался как мастер слова и
художественной формы, рассказывавший о России трагические фантасмагории и
волшебные сказки.
Всю свою творческую жизнь писатель посвятил поиску особого стиля,
ориентированного на русскую литературу и устное слово Святой Руси.
Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910–1912 гг., показало
целостность художественного мира Ремизова, парадоксально соединившего в
себе балагура и сказочника и изобретателя кошмара и ужаса повседневной
действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для
Ремизова, писавшего о центральной теме своего творчества: «Страды мира,
беда человеческой жизни — как трудно жить на свете! Люди со средствами и
те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая
сторона — смешная». Ремизов был убежден во внутреннем единстве русской
культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между
ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Ремизов,
жива «прапамять» о прошлом, которое таким образом является частью
настоящего. Произведения: Книга преданий, апокрифов ("Лимонарь, сиречь:
Луг духовный”, 1907), романы "Пруд” (1908), "Слово о погибели Русской
земли” (1918).
С 1921 в эмиграции. Годы эмиграции были для Ремизова годами
постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой
работы. В это время им написаны такие автобиографические книги, как
"Взвихренная Русь" (1927), "По карнизам" (1929), "Подстриженными
глазами" (1951) и др. Книга "Огонь вещей. Сны и предсонья" (1954)
посвящена русской классике.
В последние годы проявлял интерес к жизни СССР, принял советское подданство. Умер 26 ноября 1957 в Париже.
Просмотров: 497 |
Добавил: stefani |
Дата: 04.07.2012
|
6 июля
115 лет со дня рождения
Анатолия Борисовича Мариенгофа
(1897-1962)
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что творческое наследие
Мариенгофа, как и Платонова, Пильняка, Замятина, – это классика XX века.
Современный автор Захар Прилепин пишет: «О Мариенгофе хочется сказать
– великолепный. Тогда его имя – Великолепный Мариенгоф – будет звучать,
как название цветка».
Снисходительная полуулыбка, изящная ирония, ленивый сарказм.
Оригинальность - во всем. Мариенгоф даже умер в день своего рождения.
Родившись в провинции, он отправился в Москву, где основал "орден
имажинистов", ставший чуть ли не главным течением русского авангарда.
Неотъемлемая часть жизни той поры - дружба с Есениным. Имажинисты
организуют издательства, открывают кафе и выпускают журнал - и во всем
находят поддержку официальной власти.
Но судьба покажет Мариенгофу свою циничную усмешку: во второй
половине жизни он станет почти изгоем: его не печатают, он с трудом
зарабатывает себе на жизнь и вынужден писать "в стол".
В 1928 в берлинском издательстве «Петрополис» вышла новая книга
Мариенгофа – «Циники», считающаяся вершиной его творчества. По
утверждению Иосифа Бродского, это «одно из самых новаторских
произведений в русской литературе ХХ века, как по своему стилю, так и по
структуре».
К началу 1930-х Мариенгоф ушел с большой литературной арены. По мере
сил он продолжал творческую деятельность, писал эстрадные скетчи,
пьески, миниатюры, пытался заниматься исторической прозой. Кое-что из
написанного даже смог издать, но из актуального литературного процесса
Мариенгоф выпал навсегда.
Конец 1950-х отмечен для Мариенгофа работой над обширной книгой
мемуаров, которая позднее, включив в себя и скандальный «Роман без
вранья», получила название «Бессмертная трилогия». Трилогия была издана
только после смерти автора – Анатолий Мариенгоф умер в Ленинграде в 1962
году - и стала знаковым событием в литературной жизни уже 1980-х годов.
Роман «Циники» в России был издан лишь в 1988 году.
Просмотров: 486 |
Добавил: stefani |
Дата: 04.07.2012
|
7 июля – 125 лет со дня рождения Марка Захаровича Шагала (1887-1985), российского и французского художника.
Признание
к Марку Шагалу пришло очень рано. В июне-июле 1914 года в Берлине
состоялась его первая персональная выставка, на которой было
представлено 40 полотен и 160 рисунков. С этого времени о Шагале
всерьез начала говорить мировая художественная критика.
Художник-модернист, монументалист, график и иллюстратор Шагал
принадлежал к тем, кто в первые десятилетия XX века своим творчеством
открыл новую эру в художественной культуре. В середине 1930-х годов по
заказу знаменитого французского издателя Шагал создал выразительные
графические иллюстрации к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя. Художник внес
выдающийся вклад и в сценографию, придумав в начале 1940-х годов
декорации для русских спектаклей в Нью-Йорке: к балетам "Алеко" на
музыку П. И. Чайковского, и "Жар-птица" И. Ф. Стравинского в постановке
Дж. Баланчина. В начале 1960-х годов он создал по заказу правительства
Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На
протяжении 1960-70-х годов им были изготовлены многочисленные витражи
для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог,
общественных зданий Европы, Америки, Израиля. В 1977 году он получил
высшую награду Франции - Большой крест Почетного легиона. В октябре
1977-январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена
выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея
Шагала). Свою автобиографическую книгу "Моя жизнь" Шагал закончил
словами: "Надеюсь, что вслед за Европой меня полюбит и Россия".
Просмотров: 496 |
Добавил: stefani |
Дата: 04.07.2012
|
|