Главная » 2012 » Июль » 04

6 июля
135 лет со дня рождения
Алексея Михайловича Ремизова
(1877-1957)


Писатели-юбиляры

В истории русской литературы Ремизов остался как мастер слова и художественной формы, рассказывавший о России трагические фантасмагории и волшебные сказки.

Всю свою творческую жизнь писатель посвятил поиску особого стиля, ориентированного на русскую литературу и устное слово Святой Руси. Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910–1912 гг., показало целостность художественного мира Ремизова, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника и изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Ремизова, писавшего о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни — как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона — смешная». Ремизов был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Ремизов, жива «прапамять» о прошлом, которое таким образом является частью настоящего. Произведения: Книга преданий, апокрифов ("Лимонарь, сиречь: Луг духовный”, 1907), романы "Пруд” (1908), "Слово о погибели Русской земли” (1918).

С 1921 в эмиграции. Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы. В это время им написаны такие автобиографические книги, как "Взвихренная Русь" (1927), "По карнизам" (1929), "Подстриженными глазами" (1951) и др. Книга "Огонь вещей. Сны и предсонья" (1954) посвящена русской классике.

В последние годы проявлял интерес к жизни СССР, принял советское подданство. Умер 26 ноября 1957 в Париже.

Просмотров: 497 | Добавил: stefani | Дата: 04.07.2012

6 июля
115 лет со дня рождения
Анатолия Борисовича Мариенгофа
(1897-1962)


Писатели-юбиляры

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что творческое наследие Мариенгофа, как и Платонова, Пильняка, Замятина, – это классика XX века.

Современный автор Захар Прилепин пишет: «О Мариенгофе хочется сказать – великолепный. Тогда его имя – Великолепный Мариенгоф – будет звучать, как название цветка».

Снисходительная полуулыбка, изящная ирония, ленивый сарказм. Оригинальность - во всем. Мариенгоф даже умер в день своего рождения.

Родившись в провинции, он отправился в Москву, где основал "орден имажинистов", ставший чуть ли не главным течением русского авангарда. Неотъемлемая часть жизни той поры - дружба с Есениным. Имажинисты организуют издательства, открывают кафе и выпускают журнал - и во всем находят поддержку официальной власти.

Но судьба покажет Мариенгофу свою циничную усмешку: во второй половине жизни он станет почти изгоем: его не печатают, он с трудом зарабатывает себе на жизнь и вынужден писать "в стол".

В 1928 в берлинском издательстве «Петрополис» вышла новая книга Мариенгофа – «Циники», считающаяся вершиной его творчества. По утверждению Иосифа Бродского, это «одно из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века, как по своему стилю, так и по структуре».

К началу 1930-х Мариенгоф ушел с большой литературной арены. По мере сил он продолжал творческую деятельность, писал эстрадные скетчи, пьески, миниатюры, пытался заниматься исторической прозой. Кое-что из написанного даже смог издать, но из актуального литературного процесса Мариенгоф выпал навсегда.

Конец 1950-х отмечен для Мариенгофа работой над обширной книгой мемуаров, которая позднее, включив в себя и скандальный «Роман без вранья», получила название «Бессмертная трилогия». Трилогия была издана только после смерти автора – Анатолий Мариенгоф умер в Ленинграде в 1962 году - и стала знаковым событием в литературной жизни уже 1980-х годов. Роман «Циники» в России был издан лишь в 1988 году.

Просмотров: 486 | Добавил: stefani | Дата: 04.07.2012

7 июля 125 лет со дня рождения Марка Захаровича Шагала (1887-1985), российского и французского художника.

 

Признание к Марку Шагалу пришло очень рано. В июне-июле 1914 года в Берлине состоялась его первая персональная выставка, на которой было представлено 40 полотен и 160 рисунков. С этого времени о Шагале всерьез начала говорить мировая художественная критика. Художник-модернист, монументалист, график и иллюстратор Шагал принадлежал к тем, кто в первые десятилетия XX века своим творчеством открыл новую эру в художественной культуре. В середине 1930-х годов по заказу знаменитого французского издателя Шагал создал выразительные графические иллюстрации к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя. Художник внес выдающийся вклад и в сценографию, придумав в начале 1940-х годов декорации для русских спектаклей в Нью-Йорке: к балетам "Алеко" на музыку П. И. Чайковского, и "Жар-птица" И. Ф. Стравинского в постановке Дж. Баланчина. В начале 1960-х годов он создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х годов им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. В 1977 году он получил высшую награду Франции - Большой крест Почетного легиона. В октябре 1977-январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). Свою автобиографическую книгу "Моя жизнь" Шагал закончил словами: "Надеюсь, что вслед за Европой меня полюбит и Россия".

Просмотров: 496 | Добавил: stefani | Дата: 04.07.2012