6 июля
115 лет со дня рождения
Анатолия Борисовича Мариенгофа
(1897-1962)
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что творческое наследие
Мариенгофа, как и Платонова, Пильняка, Замятина, – это классика XX века.
Современный автор Захар Прилепин пишет: «О Мариенгофе хочется сказать
– великолепный. Тогда его имя – Великолепный Мариенгоф – будет звучать,
как название цветка».
Снисходительная полуулыбка, изящная ирония, ленивый сарказм.
Оригинальность - во всем. Мариенгоф даже умер в день своего рождения.
Родившись в провинции, он отправился в Москву, где основал "орден
имажинистов", ставший чуть ли не главным течением русского авангарда.
Неотъемлемая часть жизни той поры - дружба с Есениным. Имажинисты
организуют издательства, открывают кафе и выпускают журнал - и во всем
находят поддержку официальной власти.
Но судьба покажет Мариенгофу свою циничную усмешку: во второй
половине жизни он станет почти изгоем: его не печатают, он с трудом
зарабатывает себе на жизнь и вынужден писать "в стол".
В 1928 в берлинском издательстве «Петрополис» вышла новая книга
Мариенгофа – «Циники», считающаяся вершиной его творчества. По
утверждению Иосифа Бродского, это «одно из самых новаторских
произведений в русской литературе ХХ века, как по своему стилю, так и по
структуре».
К началу 1930-х Мариенгоф ушел с большой литературной арены. По мере
сил он продолжал творческую деятельность, писал эстрадные скетчи,
пьески, миниатюры, пытался заниматься исторической прозой. Кое-что из
написанного даже смог издать, но из актуального литературного процесса
Мариенгоф выпал навсегда.
Конец 1950-х отмечен для Мариенгофа работой над обширной книгой
мемуаров, которая позднее, включив в себя и скандальный «Роман без
вранья», получила название «Бессмертная трилогия». Трилогия была издана
только после смерти автора – Анатолий Мариенгоф умер в Ленинграде в 1962
году - и стала знаковым событием в литературной жизни уже 1980-х годов.
Роман «Циники» в России был издан лишь в 1988 году.