Пасха в 2013 году приходится на 5 мая по новому стилю.
Пасха,
день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви.
Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог
стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти
смерти и греха. Пасха – это праздник праздников!
Пасха. Немного истории
ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.
В течение всей Страстной недели, предшествующей ПАСХЕ,
совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и
побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный
пасхальный хлеб (паску, кулич), красили и расписывали яйца, запекали
поросят (на Украине и в Белоруссии). Пасхальные блюда освящали в церкви
обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение
Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра,
запасали корма для скота и т. д.
Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда
процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и
обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник
объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм,
где продолжалась праздничная служба.
История Пасхи, Пасхальные обычаи и трапезы
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую
древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее
весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы,
позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день
иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее
(325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже
еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в
первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего
равноденствия. Таким образом, праздник кочует во времени и выпадает
каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому
стилю.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и
ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято
называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной
недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия
таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях
Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое
Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев,
ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг
традиционно называют чистым, причем не только потому, что в этот день
каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься,
принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко
распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке,
озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в
избе, все мыли и чистили.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному
столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца
укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на
нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально
заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили паску, пекли
куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с
изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков,
жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от
обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка,
жаворонка и яйца.
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием,
был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48
различных блюд по числу дней истекшего поста.
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался
накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не
имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.
Воскресение Христово это самый большой праздник
православных христиан. У западных христиан самый большой праздник
Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у
Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том
кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово
говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын
Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы.
Воскресение Христово – суть православной веры. «Если
Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», –
обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах.
Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему
новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином
Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир
Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он
не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они
стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в
следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он
привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной
пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что
становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что
Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес.
4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника,
установленного в честь освобождения израильского народа из египетского
рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения
от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий
Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник,
торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание
исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от
рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын
Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу
Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства
врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
Значение воскресения Христа для человечества делает
Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников –
Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом.
Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя
Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами
православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где
твоя победа?»
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует
триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал
словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они
назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же
радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос
Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни:
«Воистину воскресе Христос!»
Как праздновать Пасху?
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь
готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом —
временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно
пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как
предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед
Пасхой, то сами можете подтвердить это.
Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном
Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных
церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как
правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в
храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в
пасхальную ночь переполнены.
На пасхальной литургии все верующие стараются
обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как
окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга
целованием и словами «Христос воскресе!»
Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают
пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как
правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование
Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся
Своим ученикам после Воскресения.
На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В
течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой
торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и
куличи, играют в пасхальные игры.