Главная » 2012 » Октябрь » 20 » Тема Родины и природы в поэзии Сергея Есенина
12:09
Тема Родины и природы в поэзии Сергея Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох — старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, — целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:


я человек не новый, что скрывать.
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать,
скольжу и падаю другою.


 Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им,— чувство ничем не расторжимой связи со своим народом. Уже в раннем периоде творчества становится очевидной самая сильная сторона поэтического дарования Есенина — его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны — в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы во многих его стихах о России играют и переливают радостные тона — голубые, лазоревые, малиновые...
Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек — сам поэт, влюбленный в родимый край.
Изображение человека в тесном единении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому — зверям, птицам Домашним животным («Корова» , Песнь о собаке» и др.).
И зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.
             
Есенин чувствует себя настолько привязанным к прошлому деревни, что необходимость расстаться с ним воспринимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения. Все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта — «роковая на нем печать». Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состоянии  крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре — основные мотивы этого цикла. Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. в этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль
Улеглась моя  былая рана,
Пьяный бред не гложет сердце мне...
            
Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил драматические следы в его творчестве. Но прошлое не поглотило поэта, живая современность оказалась намного сильнее.
Поэт Постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своём месте в жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем. « На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть, «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы приводило к тому, что мы  называем очеловечиванием природы : «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...». Такой принцип изображения приближает природу к человеку, заставляет особенно полюбить ее. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий и голубой
эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, нежное…», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»
«Алый цвет мил на весь свет»,
гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари . . .»). Розовый цвет символизирует  юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.
Эти краски-символы характерны для поэта-романтика, который использует цвета в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздействия лирики Есенина.
«Моя  лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины -
 основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики. но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.
          Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и  радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные -
 вот что характеризует Есенина- поэта.

 

Мало кто знает, что:

* Хотя Есенин и признавался: «Я более всего весну люблю», в его произведениях одинаково часто упоминаются все времена года.

* Крылатая фраза «есенинские берёзы» не отражает истинных пристрастий поэта к «зелёным братьям». Есенин любил клён и рябину – последнюю чаще всего можно увидеть  возле памятников поэту.

* Отцом Сергей Есенин стал довольно рано – в 18 лет. Судьба мальчика (единственного из всех детей поэта - похожего на отца) сложилась трагично. Георгий Есенин (родные называли его Юрием) был репрессирован и расстрелян по обвинению в покушении на жизнь Сталина.

* Стихотворение «Дай Джим, на счастье лапу мне» посвящено не безвестной собаке, а вполне конкретному «хвостатому другу». Известна и его порода – героем произведения Есенина стал редкий в те годы доберман.

* Не каждый исполнитель народных песен может похвастаться тем, что ему удалось достойно интерпретировать стихи Есенина - они считаются сложными для исполнения. Из современников это лучше всего удалось Иосифу Кобзону и барду Александру Новикову. 

* Есенин много читал, был блестяще образован, но иностранных языков не знал. Полтора года, проведённые за границей, практики ему не прибавили: с иностранцами поэт общался с помощью переводчика.

* Эпиграммы, в отличие от Пушкина, Есенин не писал. Зато охотно сочинял... частушки.

* Персональным «врагом» Есенина был Владимир Маяковский. Несмотря на то, что поэты были знакомы друг с другом, часто участвовали в публичных чтениях – по разные стороны баррикад, и славились умением хорошо «погулять», их ни разу не видели выпивающими за одним столом.

 

Просмотров: 2199 | Добавил: stefani | Рейтинг: 5.0/1