12:08 Патриотические мотивы в лирике Марины Цветаевой |
Марина Цветаева – замечательный поэт, человек сложной и драматической судьбы. Творчество Цветаевой выпало на тяжелые для страны годы. Но она никогда не прославляла революции, не рассуждала о ней. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась»
Рябина стала символом судьбы, тоже
переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к
Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром
самые проникновенные строки в ее прозе — о Пугачеве, а в стихах — о
Родине. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью
нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно ещё
неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед». В 1922 г. вышла ее первая книга «Версты», состоявшая из стихов, написанных в 1916 г. В «Верстах» воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, дорог, ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных ночей. В ноябре 1 925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет, во Франции она пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых, антибуржуазных произведений. «Поэма Лестницы» — вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Особое место в лирике Цветаевой занимает московская тема. Образ Москвы возникает уже в ранних стихотворениях поэта. Москва в ее стихах — воплощение гармонии, красоты, величия. Цветаева воспевает светлый облик столицы. Представление о Москве совпадает у поэта с общими представлениями о родине. Московские стихи богаты образами церквей и колоколов. Сквозным образом является также образ рябины. Особым лиризмом наполнено стихотворение «Домики старой Москвы». Поэт выражает свою печаль по поводу того, что из московских переулочков исчезают старые домики. Они — олицетворение всего родного и дорогого, что связано для поэта с родиной, с детством. Это и клавесина аккорды, и темные шторы в цветах, и кованые ворота, и завитые пряди, и работа на пяльцах. Домики старой Москвы — слава прабабушек, их честь. Свое неприятно нового облика Москвы Цветаева выражает противопоставлением милым домикам грузных шестиэтажных «уродов» . Это грубое слово передает всю силу авторского чувства. Гибель старой Москвы для поэта — утрата связи с дорогим сердцу прошлым. Самым дорогим на свете местом предстает Москва в стихотворении Цветаевой «У меня в Москве — купола горят...». Стихотворению свойственен приподнятый топ, возвышенная интонация. Родина для поэта — это то место, где «легче дышится», где сладостно молиться о возлюбленном. Одним из последних было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов борющихся за свою независимость. |
|