Главная » 2012 » Октябрь » 20 » Патриотические мотивы в лирике Марины Цветаевой
12:08
Патриотические мотивы в лирике Марины Цветаевой

 Марина Цветаева – замечательный поэт, человек сложной и драматической судьбы. Творчество Цветаевой выпало на тяжелые для страны годы. Но она никогда не прославляла революции, не рассуждала о ней. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года:

«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась»

            Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром самые проникновенные строки в ее прозе — о Пугачеве, а в стихах — о Родине. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой  частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно ещё неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми!
          Стихи были для Цветаевой почта-и единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:
«По тебе тоскует наша зала,—
Ты в тени ее видал едва —
По тебе тоскуют те слова,
Что в тени тебе я не сказала».
          Следует отметить, что победоносная слава шла к Цветаевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов. «Волшебный фонарь». Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник»:
«Милый читатель! Смеясь как ребенок,
Весело встреть мой волшебный фонарь.
Искренний смех твой, да будет он звонок
и безотчетен, как встарь».
          В «Волшебном фонаре» Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:
«В небе — вечер, в небе — тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки синий шар».
          В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви.
Многие нынешние сборники Цветаевой открываются стихотворением «Моим стихам, написанным так рано...». Созданное в 1913 году, в пору  юности, оно стало программным и пророческим.
 «Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
Нечитанным стихам! —
Разбросанным  в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед».
            Трагедия Цветаевой началась с первых же ее шагов в литературе. То была трагедия одиночества и  непризнанности. Прекрасными были цветаевские стихотворения «Последняя встреча», «Декабрь и январь», «Эпилог», «Итог дня». В 1913— 1915 гг. Цветаева создает свои «Юношеские стихи», которые никогда не издавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что «Юношеские стихи» полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья. Что касается революции 1917 г., то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала Цветаеву от революции: «Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть победила». Это был плач, крик души поэтессы.

В 1922 г. вышла ее первая книга «Версты», состоявшая из стихов, написанных в 1916 г. В «Верстах» воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, дорог, ветра, быстро бегущих туч и солнца, лунных  ночей. В ноябре

1 925 года Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет, во Франции она пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых, антибуржуазных произведений. «Поэма Лестницы» — вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Особое место в лирике Цветаевой занимает московская тема. Образ Москвы возникает уже в ранних стихотворениях поэта. Москва в ее стихах — воплощение гармонии, красоты, величия. Цветаева воспевает светлый облик столицы.  Представление о Москве совпадает у поэта с общими  представлениями о родине. Московские стихи богаты образами церквей и колоколов. Сквозным образом является также образ рябины. Особым лиризмом наполнено стихотворение «Домики старой Москвы». Поэт выражает свою печаль по поводу того, что из московских переулочков исчезают старые домики. Они — олицетворение всего родного и дорогого, что связано для поэта с родиной, с детством. Это и клавесина аккорды, и темные шторы в цветах, и кованые ворота, и завитые пряди, и работа на пяльцах. Домики старой Москвы — слава прабабушек, их честь. Свое неприятно нового облика Москвы Цветаева выражает противопоставлением милым домикам грузных шестиэтажных «уродов» . Это грубое слово передает всю силу авторского чувства. Гибель старой Москвы для поэта — утрата связи с дорогим сердцу прошлым. Самым дорогим на свете местом предстает Москва в стихотворении Цветаевой «У меня в Москве — купола горят...». Стихотворению свойственен приподнятый топ, возвышенная интонация. Родина для поэта — это то место, где «легче дышится», где сладостно молиться о возлюбленном.  Одним из последних было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов борющихся за свою независимость.

Просмотров: 1083 | Добавил: stefani | Рейтинг: 5.0/1