Главная » 2013 » Февраль » 23 » А.С. Пушкин. Материалы к урокам
11:58
А.С. Пушкин. Материалы к урокам
     А.С. Пушкин. Материалы к урокам

Вновь я посетил...Экскурсия по Пушкиногорью Презентация знакомит учащихся с историко-литературным материалом,связанным с жизнью и творчеством поэта. Автор: Серия"Современная школа" Скачать


Основные направления лирики А.С. Пушкина

«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и     прикидываться — никогда. Это книга высочайшей достоверности и откровенности, чуждая какого бы ни было самолюбования или эгоцентризма: в ней автор не только передает свои переживания во всей их полноте и многогранности, но и делает себя предметом пристального исследования, а порой строгого суда» (В. Непомнящий).

Основные темы лирики Пушкина — философское осмысление жизни, дружба и любовь, вольность и свобода, предназначение поэта и поэзии, человек и природа. Было бы странным пытаться поставить четкие границы между отдельными направлениями: все темы взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них не статична и претерпевает существенные изменения, связанные с изменением мироощущения самого поэта, со становлением его творческого сознания.

Философские воззрения поэта менялись на протяжении его жизни. В Лицее увлечение французскими просветителями привели к появлению таких стихов, как «Безверие», а греческой философией гедонизма.  Гедонизм (от древнегреческого hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятие гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь. Пушкин создает «Гроб Анакреона», «Фиал Анакреона», «Амур и Гений», «Творчество Вакха» и др., в которых звучали призывы к веселью и наслаждению, но были и размышления о смысле и цели жизни, смерти и бессмертии, добре и зле.

В Южной ссылке поэт понимает, что жизнь как непрерывное наслаждение не насыщает, а за пресыщением идет хандра, он разочаровывается в новых друзьях и революционных настроениях («Дружба», «Свободы сеятель пустынный»), у него усиливается страх смерти. Духовный перелом наступает с осмыслением своей миссии как поэта («Пророк»), с переходом от вольтерианства к христианству, преодоления юношеского атеизма и эпикурейства.

Вольтерианство — образовано от фамилии одного из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэта, прозаика, историка, публициста, правозащитника Вольтера (1694—1778). Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещенных монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства.

Эпикурейство (эпикуреизм) — философское учение, исходящее из идей Эпикура (342/341 до н. э., — 271/270 до н. э., древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах). Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н.э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

 

События 1825 года, казнь и ссылка друзей, восшествие на престол нового царя и сложность отношений с ним приводят Пушкина на край пропасти, тоска, отчаяние достигают предела («Дар напрасный, дар случайный…»).

Последние годы — размышление о жизненном пути человека («Воспоминания», «В начале жизни школу помню я…» и др.).

«Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыта для него не существует», — писал Пушкин. В философской лирике отразился процесс перестройки всего его нравственного существа.

С юности размышлял Пушкин о назначении поэзии, задачах искусства, судьбе поэта. В первом печатном стихотворении «К другу стихотворцу» лицеист повествует о незавидной судьбе поэта в современном ему обществе: «Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон». В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором впервые возникает образ поэта-борца, прямо противоположный представлениям XVIII века о назначении поэта. Декларацией права поэта на правдиво прозаическое отношение к жизни стало стихотворение «Разговор книготорговца с поэтом» (1824 г.). В 1826 году к Пушкину приходит осмысление своей миссии как человека, получившего поэтический дар от Бога: обладать «вещим» зрением, уметь «слышат голос мир» и «глаголом жечь сердца людей» («Пророк»). В последних произведениях («Поэт и толпа», «Эхо», «Поэту», «Осень») Пушкин настаивает на абсолютной свободе художника, у которого только один судья — Бог. Итоги творчества Пушкин подвел в стихотворении «Памятник» (1836 г.), ставшего «одновременно исповедью, самооценкой, манифестом и завещанием великого писателя».

Первая треть ХIХ века была проникнута ожиданием социальных реформ, которые могли бы изменить ситуацию в России. Пробуждение народного сознания Пушкин увидел уже в лицейские годы, а в Петербурге близко познакомился с будущими декабристами. Результатом стали первые вольнолюбивые стихи («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), которые носили резкий, обличительный характер: в них звучали прямые упреки к императору, призывы к отмене крепостного права и созданию конституции. Однако в период Южной ссылки поэт отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ («Свободы сеятель пустынный…»).

Лирика любви и дружбы занимает значительное место во всем творчестве Пушкина. Ее жанры разнообразны (послания, элегии, эпиграммы). Сложившееся «лицейское братство», гвардейские офицеры (Чаадаев) и дипломаты (Грибоедов), философы-эпикурейцы (Каверин), преподаватели и профессора Лицея (Галич) — вот дружеский круг молодого Пушкина, верным которому он остался до конца своих дней. В разное время в дружеских стихах звучат радость, надежда, восхищение, сожаление, искренняя боль, признательность, но все их объединяет одно — особое, бережное отношение к друзьям, основанное на бесконечном доверии.

От ранних стихотворений («К студентам», «Товарищам», «Друзьям») к стихам, посвященным лицейским годовщинам («19 октября (1825)», «19 октября 1827») и далее, к поздней лирике («Была пора: наш праздник удалой…», «Художнику» и др.) любовь и верность друзьям, несмотря на все жизненные бури, остаются неизменными. Также предельно искренен Пушкин и в любовных стихах («На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Для берегов отчизны дальней…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна» и др.). Любовь, даже безответная, в его стихах всегда светла. Причиной жизнеутверждающего характера любовной лирики является безграничная вера поэта в человеческое сердце, в способность любить.

 

Категория: Дидактический материал | Просмотров: 1164 | Добавил: stefani | Рейтинг: 5.0/1