Главная » Статьи » задания

В категории материалов: 27
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Домашнее задание.


1. Сегодня состоится наша встреча с М.Булгаковым – писателем и драматургом поразительного таланта, вдохновенным лириком и философом, бескомпромиссным бытописателем и сатириком.
Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера. О нём  вспомнили режиссёры и критики, «чиновники от литературы» и актёры. Наконец-то пьесы Булгакова прочитали и …..восхитились все.
А было то время, когда сам Булгаков собирал отзывы о своих произведениях, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчётам было 298 отрицательных и только 3 - положительных. Несравненная Анна Андреевна Ахматова высоко оценила творчество М.А.Булгакова, сказав о писателе, что «он гений».
Кто же он – Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чём писал?

Изучите биографию М.Булгакова,

2.На протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для многих великих писателей и художников. Новый Завет даёт возможность обратиться к вечным вопросам жизни: Что есть истина? Что есть добро? Что есть зло? В чём смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии?
Эти вопросы ставит и М.Булгаков в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита»



Инструкция по работе с сервисами Google
Инструкция по составлению синквейна
Синквейн 1
Синквейн 2
Инструкция по выполнению теста
Тест по творчеству М.Булгакова





Повесть «Роковые яйца» (1924) – это сатира. Открытый чудо-луч становится роковым для жителей страны. Под воздействием красного луча  распространяется вся нечисть, способная погубить столицу России. И только Великая Природа спасает всех. Снег, выпавший летом, убивает «страшных рептилий». 



Роман «Белая гвардия» (1923-1924)  и пьеса «Дни Турбиных» (1926). Писатель показывает революцию глазами белых офицеров. Турбины и их окружение – «редкостное содружество людей». Когда они вместе, то становятся красивее, чище и сильнее. . И верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими революциями и войнами.





Повесть «Собачье сердце» (1925)  впервые опубликована в 1987 году. Это блистательное сатирическое произведение с необычным сюжетом. Операция по поводу «превращения  собаки в человека» и «возвратная» операция.





Роман «Мастер и Маргарита» (1928-1940) – лучшее творение Булгакова. Замысел
романа постоянно меняется. Сюжет, композиция, система образов и название…
Сколько сил и труда отдаёт писатель своему «вершинному» произведению! И оно приобретает законченность, становится художественным совершенством.


Далее>>>>>

задания | Просмотров: 1960 | Добавил: stefani | Дата: 26.04.2012

М.Шолохов "Тихий Дон"



  
Хронология написания романа.
1Начало написания – 1925 год
Первоначальный замысел - показать казачество в революции. Написаны главы об участии донских казаков в корниловском мятеже. Рабочее название романа «Донщина»
 2. Осень 1926 года – возвращение к работе над романом. Расширяется замысел. Отчёт действия в романе начинается  с мая 1912 года
3.  Выход первой книги романа – осень 1927 года
 4. Вторая книга романа выходит в 1928 году. Во вторую книгу вошли некогда отложенные главы «Донщины»
5. Длительный перерыв  в издании третьей книги романа, которая увидела свет в начале 
40-х годов. В центре повествования - восстание казаков 1919 года- болезненная тема для советской власти.
6. Полное издание романа-1953 год. Роман вышел в «урезанном» и «дополненном» виде, с большими «правками».
       7. Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами роман был напечатан только в 1980 году.                                                                                                                                                       
 Смысл заглавия и роль эпиграфов.
1.Прочитайте эпизоды открывающие и закрывающие роман. Какая тональность идейно-художественного звучания задана первой и последней фразой романа?
2. Какими словами обращаются в своих песнях донские казаки к великой реке? Какое символическое значение имеет образ Дона в романе?
3. Как относятся казаки к Дону? (чтение эпизода кн.2 ч.5, гл.10) Что лежит  в основе казачьего почитания реки?
4. Течение реки и течение времени, течение человеческой жизни – сходны ли эти понятия? Как об этом говорится в романе?
5. Почему Шолохов так много места в романе уделяет истории казачьих родов? Расскажите историю одного из казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых.

Прочитайте два эпиграфа к роману и определите, какой из них задаёт тему первой книге, а какой всему роману?

·        Каким смыслом наполнена  песня?
·        В чём заключается символическое значение образа «мутнёхонького» Дона?
·        Тихий ли Дон в главах романа, в которых рассказывается о братоубийственной войне?

Сделайте вывод о смысле названия романа и роли эпиграфа в романе.
задания | Просмотров: 19098 | Добавил: stefani | Дата: 26.04.2012



Вопросы по содержанию романа "Отцы и дети"

Игра в бисер c Игорем Волгиным. "Отцы и дети"

Ведущий литературного ток-шоу "Игра в бисер" Игорь Волгин вместе с гостями передачи обсуждает роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". В центре внимания - разговор о новом типе героя, заявленном Тургеневым, и проекция этого героя в пространство современной литературы и театра. В беседе принимают участие: писатель, литературный критик, постоянный член жюри премии А. Солженицына Павел Басинский; писатель, журналист, поэт Дмитрий Быков;  режиссер-постановщик спектакля "Отцы и дети" в Театре-студии под руководством Олега Табакова Константин Богомолов; доктор филологических наук, профессор МПГУ Ирина Минералова.


                                           
задания | Просмотров: 1068 | Добавил: stefani | Дата: 10.04.2012

Осип Мандельшштам
 Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915

Далее>>>


задания | Просмотров: 1028 | Добавил: stefani | Дата: 07.04.2012

Прошу вас ознакомиться со статьёй. А по ссылке посмотрите ещё
Философы, учёные и писатели о любви

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Л.Толстой

Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава,
Нет, у любви бесследно сгинуть права:
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.

Низами
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
Марк Твен

Итак, Ростова и Безухов...
Это единственный у нас пример настоящей любви не реальных людей, а книжных героев потому, что есть такие грани переживаний любви, для описания которых простому человеку "слов не хватает". Есть такие моменты переживаний, которые остаются незамеченными, а выдающийся писатель все это понятно, всесторонне подмечает и события, и душевные волнения их сопровождающие. Л.Н.Толстой с документальной точностью выступает в роли душевого осцилогрофа, который посекундно фиксирует, раскрывает волнения, движения, страсти и выдает уже в вербальной форме. В любви и влюбленности все люди переживают одно и то же, а вот детально и понятно, так, чтобы не только для души, а и для понимания своей жизни это могут только выдающиеся писатели.
Наташа Ростова и Пьер Безухов - это любимые герои Л.Н.Толстого, и он их описывает особо тщательно, без прикрас, а иногда даже с использованием резких формулировок, но зато с документальной точностью, по принципу "достоверность дороже симпатий". Счастливые, любящие семьи как Наташа и Пьер были, есть и будут. А благодаря "учебнику любви" Л.Н.Толстого их может быть больше.
Наташа Ростова прошла обычный путь по лестнице любви: сначала у нее была подростковая влюбленность в Бориса, потом пылкая "первая любовь" к Андрею Болконскому, увлеченность Анатолем Курагиным, завершающий трагический аккорд с Андреем Болконским. И только после того как она успешно проходит "курсы молодого бойца" ей становится "по силам" настоящая любовь - роль Матери - Жены.
 

Далее>>>


задания | Просмотров: 1492 | Добавил: stefani | Дата: 05.04.2012


МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

(1905-1984)

«ТИХИЙ ДОН» (1928-1940)

Эпос: высшая форма словесного искусства 
или необработанный жизненный материал

«Почти всем нам известно, что в нашей литературе есть писатель мирового значения - М. А. Шолохов. Но мы как-то плохо отдаем себе в этом отчет. <...>
      Не видно то новое, что внес Шолохов в литературу, возможно, из-за его презрения к форме - не к форме вообще, а к собственной оригинальной форме и стремлению выделиться. Кажется, что это сама жизнь, сумевшая мощно о себе заявить; удачно, конечно, и спасибо ей за то, но собственно об искусстве тут говорить нечего... Не всегда понятно, что в этом, может быть, и есть высшее искусство, отчасти забытое».

П. В. Палиевский. Мировое значение Шолохова, 1972


      «Знаменитый роман советского писателя состоит из двух толстых томов. Прочитав восемьсот страниц, я все еще не знаю, как живут эти люди, внутренний мир которых заполняет множество страниц. <...> Ни в коем случае я не хотел бы пренебрегать подобными романами, традиционный стиль которых в каждом мгновении препятствует изображению новых вещей. Если я говорю, что они написаны без искусства, то совершенно честно при этом думаю, что охотно отказался бы от самого искусства, если бы оно мешало появлению подобных документов. Но я все же не верю в это».

Бертольд Брехт


      «Жизнь людей не может быть сама по себе предметом романа: предмет должен быть достаточно определенным, чтобы сообщить ему форму. <...> Роман г-на Шолохова не имеет единства времени или места: мы следуем за донскими казаками с их хутора на фронт, с фронта в Петроград, а небольшие вставки с описаниями природы (Дон весной, летом, осенью, зимой) - слишком механическое средство, чтобы придать рассказу единство. Это слабость, которой, конечно, мы можем пренебречь ради эпизодов: трагической истории любви Бунчука, красного агитатора, и Анны, девушки из его пулеметной команды, - красиво развернутой на фоне революции, пулеметных лент и расстрелов, уличных боев, - но освещенной урывками; судеб казачьих станиц, которые являются главной темой г-на Шолохова.
      Не видно причины, почему этот роман начинается или кончается там или здесь. Нельзя сказать, чтобы отсутствовала экономия в описании каждого эпизода: но этих эпизодов слишком много. Если в них и есть какой-нибудь сюжет, в чем я сомневаюсь, он теряется в узорах ковра».

Грэм Грин, 1934


      «Его успех у читателей очень велик. В Советской России нет библиотечной анкеты, где бы имя Шолохова не оказалось бы на одном из первых мест. В эмиграции - то же самое. <...> Шолоховым зачитываются. Поклонники у него самые разнообразные. Даже те, кто склонен видеть гибельное дьявольское наваждение в каждой книге, приходящей из Москвы, выделяют „Тихий Дон".
      <...> У Шолохова, несомненно, большой природный талант. Это чувствуется со вступительных страниц „Тихого Дона", это впечатление остается и от конца романа, хотя третий том его, в общем, суше, бледнее и сбивчивее первых двух. <...> Все, о чем рассказывает Шолохов, живет: каждый человек по-своему говорит, всякая психологическая или описательная подробность правдива. Мир не придуман, а отражен. Он сливается с природой, а не выступает на ней своенравно наложенным, чуждым рисунком. Искусство Шолохова органично».

Георгий Адамович. Шолохов, 1934


      Задание

задания | Просмотров: 5208 | Добавил: stefani | Дата: 05.04.2012

Тема дуэли в русской литературе

Сцена дуэли нередко встречается в произведениях писателей XIX века. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой… Список можно продолжать. Не стали исключением и писатели ХХ века. Чем же привлекает дуэль писателей? Чем подобные сцены важны для понимания замысла автора, для понимания образа героя?
Предлагаю вам ряд заданий, которые помогут погрузиться в проблему и найти ответы на многие вопросы:
1. Вспомните, в каких произведениях русской литературы описываются поединки?
2. С какой целью вызывали на дуэль?
3. Сохраняют ли авторы произведений эти цели? Для чего герои идут на поединок?
4. Как вводится автором описание сцены дуэли?
5. Как ведут себя герои во время поединка?
6. Каков исход поединка?
7. Какое значение сцена дуэли имеет для понимания смысла произведения?
Вам предлагаются несколько видеофрагментов, которые связаны со сценой дуэли в различных произведениях русских писателей. Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Соответствует ли режиссерский замысел замыслу писателя?
2. Что влияет на восприятие эпизода (музыка, декорации, игра актеров, свет, операторская работа и т.д.)? На чем расставлены акценты в тактовке эпизода режиссером-постановщиком фильма?
3. Какими предстают герои в момент поединка? Соответствуют ли экранные образы их литературным прототипам?
4. Какую из трактовок вы назвали бы самой близкой к авторскому замыслу, какую – самой далекой? Почему?
В помощь над вашими размышлениями предлагаю вам статью А.М Ранчина «Дуэль в русской литературе: от Пушкина до Андрея Битова».
задания | Просмотров: 513 | Добавил: stefani | Дата: 01.04.2012

Споры вокруг Пилата...

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат,” - так начинает Булгаков 2 главу романа "Мастер и Маргарита". В романе Пилат олицетворяет собой власть, но в столкновении с бродячим философом Иешуа эта власть проигрывает, потому что боится. Не за жизнь свою , а за карьеру, за власть. Трусость – вот его главный порок.
Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Но, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Автор наказывает своего героя: «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна…его терзает бессонница». Только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света и прокуратор идет по ней в сопровождении своего любимого пса Банга и философа, живого и невредимого, муки совести отступают от него.
Все же Михаил Булгаков предоставляет возможность Пилату освободиться и исправить свою ошибку. Жизнь началась тогда, когда Мастер «сложил руки рупором» и прокричал долгожданные слова:
Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
После долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.

Конечно, образ Пилата в романе М. Булгакова весьма противоречив. Как противоречива и сама фигура Понтия Пилата, реального правителя Иудеи. Вероятно, именно поэтому этот образ нашёл отражение в культуре нового времени:
в художественной литературе (например, «Прокуратор Иудеи» А. Франса, «Евангелие от Пилата» Э.-Э. Шмитта), музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Л. Уэбберa или песня группы "Ария" «Кровь за кровь») и в изобразительном искусстве (напр., «Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Н. Ге).

Подумайте:
какие грани образа Пилата раскрывает Анатоль Франс в своей новелле "Прокуратор Иудеи"? Сравните этот образ с Пилатом из "Мастера и Маргариты".
задания | Просмотров: 458 | Добавил: stefani | Дата: 01.04.2012


Задания к роману М. Шолохова "Тихий Дон".
Вариант 1.
Вариант 2.
задания | Просмотров: 445 | Добавил: stefani | Дата: 01.04.2012

1-10 11-20 21-27