Задание 1. Представим себе, что рассказ «Крыжовник» — своего рода
история болезни. Вот пришёл к доктору Чехову пациент — Николай Иванович.
Доктор, как и следует, запишет в его карту две вещи: 1) в чём
проявляется его болезнь в данный момент; 2) как она развивалась и (если
удастся выяснить) что стало её причиной. Попробуйте, основываясь на
тексте рассказа, восстановить две эти записи.
Класс довольно легко назовёт "симптомы болезни”: Николай Иванович (по
словам его брата — кто-нибудь это, возможно, отметит) превратился в
сущую свинью. Изображает из себя барина, высокомерно говорит о простом
народе, растолстел, того и гляди "хрюкнет в одеяло”, а главное, ничем в
жизни не интересуется, кроме крыжовника. Всё счастье его жизни в том,
чтобы есть свой крыжовник.
"Историю болезни” тоже восстанавливают легко: желание вернуться на
природу — желание купить своё имение — тоскливая служба в казённой
палате — жадность — мечта о крыжовнике — женитьба — смерть жены —
покупка имения — крыжовник и "счастье”.
Задание 2.
Попробуйте определить, когда и в чём ошибся Николай Иванович.
Первая версия, как правило, бывает такой: цель не оправдывает средства.
Жадность и чёрствость, многолетние мечты всё только об одном поместье да
крыжовнике разрушили душу пациента. И когда он вроде бы мог
освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего, кроме крыжовника, и
не хотелось.
Ознакомиться со статьёй О.Смирновой
Что такое проблематика произведения и как говорить о ней с читателем?
|