21:03 190 лет дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского | |
![]() 190 лет дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, педагога и писателя(1824 – 1871)
Родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее
воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел
неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен,
поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был
приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии
законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким
требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав
в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под
начальство графа Д.А. Толстого,
и стал помещать статьи критического и географического содержания в
"Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил
преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал
инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский
быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в
"Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г.
он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в
институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение
совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала
недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять
Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил
сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и
получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в
институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства
Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных
распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво
относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние
годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он
должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя,
проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для
освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги.
Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал
много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения:
"Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место
естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической
педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский
дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному
Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся
лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.
Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как
предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т.,
Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и
пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям
какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает
психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный
анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский
предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по
педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он
успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание
педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник
Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная
Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая
деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова ); А. Слепцов "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н.Г. Дебольский "Опыт
разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874,
11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня
смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о нем. | |
Просмотров: 796 | Добавил: stefani |