Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 75 Показано материалов: 61-70 |
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 » |
Споры вокруг Пилата...
"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой,
ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую
колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор
Иудеи Понтий Пилат,” - так начинает Булгаков 2 главу романа "Мастер и
Маргарита". В романе Пилат олицетворяет собой власть, но в столкновении с
бродячим философом Иешуа эта власть проигрывает, потому что боится. Не
за жизнь свою , а за карьеру, за власть. Трусость – вот его главный
порок. Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Но, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Автор наказывает своего героя: «около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна…его терзает бессонница». Только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света и прокуратор идет по ней в сопровождении своего любимого пса Банга и философа, живого и невредимого, муки совести отступают от него. Все же Михаил Булгаков предоставляет возможность Пилату освободиться и исправить свою ошибку. Жизнь началась тогда, когда Мастер «сложил руки рупором» и прокричал долгожданные слова: Свободен! Свободен! Он ждет тебя! После долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен. Конечно, образ Пилата в романе М. Булгакова весьма противоречив. Как противоречива и сама фигура Понтия Пилата, реального правителя Иудеи. Вероятно, именно поэтому этот образ нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Прокуратор Иудеи» А. Франса, «Евангелие от Пилата» Э.-Э. Шмитта), музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Л. Уэбберa или песня группы "Ария" «Кровь за кровь») и в изобразительном искусстве (напр., «Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Н. Ге). Подумайте: какие грани образа Пилата раскрывает Анатоль Франс в своей новелле "Прокуратор Иудеи"? Сравните этот образ с Пилатом из "Мастера и Маргариты". |
|
В развязке комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" письмо Хлестакова разрушает все
планы городничего. Гости, которые еще несколько минут назад
пресмыкались и лицемерили перед Сквозник-Дмухановским, теперь
злорадствуют. Городничий посрамлен, но только он, пожалуй, перестает
быть лицом комическим, потому что понимает, что смешон: "Чему смеетесь? -
Над собою смеетесь!.. Эх, вы!..". Но и это еще не финал. Чиновников
города ожидает еще одно потрясение: приезд настоящего ревизора. Слова
жандарма повергают всех в оцепенение. Гоголь создает немую сцену, в
которой перед нами предстают уже не живые люди, а маски, выражение лиц и
позы которых показывают нам сущность характеров каждого из персонажей.
- Проанализируйте развернутую ремарку Гоголя: какую позу принял каждый из персонажей, каково выражение его лица?
- Как вы думаете, почему Гоголь заставил застыть каждый персонаж именно в этой позе, как она передает чувства и характер героя?
Сам Н.В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии. В.Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. Так, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
- С какой из точек зрения вы согласитесь? Почему?
Как известно, пьеса "Ревизор" изначально предназначалась для постановки на сцене. Сравните различные варианты финалов в театральных и кинопостановках.Для анализа выберите 3 - 4 постановки.
- В чем вы видите режиссерский замысел? Как он соотносится с замыслом Н. Гоголя?
- Как решена немая сцена в постановке? Насколько режиссер отдалился от
авторского замысла? Какую мысль вкладывает в новую трактовку этой
сцены?
- Что дает отсутствие немой сцены в некоторых постановках? С чем это связано? Насколько оправдано?
|
|
|
|
|