190 лет дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, педагога и писателя(1824 – 1871)
Родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее
воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел
неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен,
поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был
приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии
законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким
требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав
в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под
начальство графа Д.А. Толстого,
и стал помещать статьи критического и географического содержания в
"Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил
преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал
инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский
быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в
"Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г.
он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в
институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение
совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала
недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять
Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил
сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и
получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в
институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства
Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных
распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво
относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние
годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он
должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя,
проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для
освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги.
Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал
много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения:
"Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место
естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической
педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский
дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному
Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся
лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.
Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как
предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т.,
Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и
пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям
какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает
психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный
анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский
предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по
педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он
успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание
педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник
Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная
Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая
деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова ); А. Слепцов "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н.Г. Дебольский "Опыт
разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874,
11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня
смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о нем.
Просмотров: 733 |
Добавил: stefani |
Дата: 01.03.2014
|
Масленица (до XVI века в народе праздновалась языческая Комоедица, посвященная встрече весны в День весеннего равноденствия, день начала астрономической весны) — христианская постная праздничная неделя (в питании запрещается мясо), введенная церковниками в XVI веке взамен запрещенной церковью Комоедицы, одного из 4-х древнейших солнечных праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы; — прежде Комоедица — великий древнеславянский языческий 2-недельный праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в День весеннего равноденствия, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам; празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после; — возникновение у человечества 4-х великих солнечных праздников (отмечаемых в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний) восходит к временам Верхнего палеолита (древнего каменного века послеледникового периода), потому в той или иной форме эти праздники присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной Африки; — после принятия христианства на Руси празднование славянской языческой Комоедицы, как и других языческих праздников, было строго запрещено и тяжко каралось; — после долгой и безуспешной борьбы властей и церковников с празднованием Комоедицы, в XVI веке в России она была заменена на празднование церковной "сырной" (или "мясопустной") седмицы, определенной церковниками на последнюю неделю перед Великим постом; — в том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование "Масленица", и назначенный церковниками праздник раскололся на два по сути разных празднования: — церковная "сырная" седмица — последняя неделя подготовки к Великому посту, — и народная Масленица — обжорное, пьяное и разгульное празднество; (примечание: народная Масленица не является языческим празднованием) — современные традиции празднования народной Масленицы на Руси оформились во времена царствования Петра I, который своим Указом ввел этот веселый разгульный праздник как организуемый светскими властями, обязательный для всего народа и проводимый по образу и подобию празднований традиционных европейских масленичных карнавалов; ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР — по Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее; для организации празднований была учреждена своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников; — главной чертой «Собора», что явствует из названия, являлось отчётливое пародирование обрядов католической (собор возглавлял «Князь-папа», которого выбирали всепьянейшие «кардиналы») и православной церквей; — "Собор" был создан с главной целью — дискредитации церкви и, наряду с бритьём бород, входит в общий ряд разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни, в практике Собора использовалось большое количество матерной лексики и водочных возлияний; — "Собор" просуществовал около 30 лет — с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя рядом слоёв общества как Антихриста; — "Всешутейший собор" относился к проявлениям типичного для Петра I (как и для ряда его предшественников, прежде всего Ивана Грозного) «антиповедения», опирающегося на народные представления и святочные маскарадные традиции; — по старой дореволюционной орфографии писали "Масляница".
Просмотров: 390 |
Добавил: stefani |
Дата: 01.03.2014
|
Просмотров: 406 |
Добавил: stefani |
Дата: 21.02.2014
|
16 февраля 1831 года родился Николай Семёнович Лесков
- русский писатель. Его называли самым национальным из писателей
России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских
писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков
он есть».
Уважаемые посетители
блога, подведите курсор мыши к портрету писателя, и у вас появится
возможность побольше узнать о Н.С.Лескове. Источник
Просмотров: 606 |
Добавил: stefani |
Дата: 17.02.2014
|
120 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки, писателя и природоведа (1894 – 1949)Бианки — фамилия итальянская, и предки писателя действительно были выходцами из Италии. Сам Виталий Валентинович родился 11 февраля 1894 г. в Петербурге. Его отец был известным учёным-орнитологом, сотрудником Зоологического музея Академии наук. Неудивительно, что Виталий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Первая мировая война не дала закончить образование — Бианки призвали в армию. После Февральской революции 1917 г. солдаты избрали его в городскую Думу и в Исполком Царскосельского совета крестьянских и солдатских депутатов. После демобилизации Виталий Валентинович уехал на Алтай, где при власти А. В. Колчака жил на нелегальном положении под фамилией Белянкин, был мобилизован, бежал, скрывался у партизан. После прихода красных организовал в Бийске краеведческий музей, преподавал в средней школе. В 1922 г. вернулся в Петроград. Здесь вошёл в кружок детских писателей при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования. В этот кружок входили К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Б. С. Житков и другие писатели. В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка»). Ежегодно издавались и книги писателя. В 1924—1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная газета» — сезонный календарь природы. Он состоял из маленьких рассказов самого Бианки и сообщений «лескоров» — ребят и взрослых (учёных, охотников, лесников). Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз. В 30-х гг. Бианки был выслан в Уральск, затем в Новгородскую область. Там были написаны книги для взрослых «Конец земли» (1933 г.), «Птицы мира» (опубликована в 1960 г.), закончена одна из самых известных повестей Бианки «Одинец» — о лосе, перехитрившем охотников. После войны Бианки организовал в Ленинграде детский кружок любителей природы, который получил название «Клуб Колумбов»; его участники стали героями одноимённой книги, впервые вышедшей незадолго до смерти писателя. Скончался 10 июня 1959 г. в Ленинграде. В СССР общий тираж книг Бианки превысил 40 миллионов. Его произведения изданы в 18 странах.
Просмотров: 482 |
Добавил: stefani |
Дата: 11.02.2014
|
Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.
Просмотров: 539 |
Добавил: stefani |
Дата: 04.02.2014
|
В 1921 году 1 февраляв России была создана писательская группа «Серапионовы братья», объединившая талантливых молодых литераторов того времени. В нее входили Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Константин Федин, Николай Тихонов и другие слушатели семинаров Виктора Шкловского и Евгения Замятина. Образование группы «Серапионовы братья» стало своеобразным подарком ко дню рождения Евгения Замятина. В тот день ему исполнилось 37. В историю мировой литературы автор романа «Мы» вошел как один из основоположников жанра антиутопии. И сегодня мало кто знает, что Замятин был высококвалифицированным морским инженером, одним из проектировщиков пяти ледоколов, среди которых «Святой Александр Невский» и «Святогор», после Октябрьской революции переименованные в «Ленин» и «Красин».
Просмотров: 541 |
Добавил: stefani |
Дата: 01.02.2014
|
1 февраля – 130 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина (1884 – 1937)Родился 1 февраля в 1884 г. в небольшом уездном городке Лебедянь Тамбовской губернии (ныне в Липецкой области) в семье священника. В 1893 - 1896 гг. посещал Лебедянскую прогимназию. Затем продолжил образование в Воронеже, куда перебралась семья. В 1902 г. поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехникума. Замятин оказался в среде демократически настроенной молодёжи, посещал митинги и демонстрации. Будучи студентом, вступил в РСДРП. За большевистскую агитацию среди рабочих в 1905 г. Замятина арестовали, но весной следующего года благодаря стараниям матери освободили. Ему было позволено продолжить образование. В 1908 г. Замятин окончил политехникум, получив специальность морского инженера, и был оставлен при кафедре. В том же году состоялся литературный дебют писателя: в журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один». По состоянию здоровья Замятин в 1913 г. переехал в Николаев (Украина). Здесь он написал сатирическую повесть «На куличках» о царской армии. Решением Петербургского окружного суда номер журнала «Заветы» с повестью был арестован, а автор выслан в Сибирь. По северным впечатлениям написаны повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ёла». Революция и последовавшие за ней годы Гражданской войны внесли изменения в творчество писателя. В его произведениях начинает звучать призыв к спасению человеческой личности от надвигающегося распада и «нивелирования». В 20-х гг. Замятин много работал; наряду с рассказами и повестями создан ряд драматургических произведений: «Общество Почётных Звонарей», «Блоха», «Аттила». Официальная советская критика не признавала творчество писателя, считая его противником власти большевиков. При этом особым нападкам подвергся роман-антиутопия «Мы» (1920 г.). Заступничество крупных писателей, в том числе М. Горького, Замятину не помогло. В 1932 г. Евгений Иванович принял решение временно покинуть СССР. С февраля 1932 г. Замятин жил в Париже, не меняя советского гражданства. Он активно пропагандировал русскую литературу и искусство. Отношение к нему в СССР стало теплеть, в 1934 г. Замятина даже заочно приняли в Союз писателей. Он принципиально не печатался в эмигрантских издательствах, лишь роман «Бич Божий» был посмертно издан в Париже в 1938 г. Умер 10 марта 1937 г.; похоронен на кладбище в Тие — пригороде Парижа.
Просмотров: 531 |
Добавил: stefani |
Дата: 01.02.2014
|
В 1911 году в Чернигове в семье инженера родился писатель Анатолий Рыбаков. Первым же его произведением – повестью для детей «Кортик», а затем ёе продолжением «Бронзовая птица» – зачитывалось не одно поколение юных читателей. Далее последовала также адресованная молодёжи трилогия о Кроше. Но Рыбаков писал не только для детей. Уже в 1966 году была написана и даже проанонсирована в печати его книга «Дети Арбата». Однако ждать ёе публикации пришлось более двадцати лет. Роман «Дети Арбата» стал национальным бестселлером. Как и многие другие произведения Рыбакова, он был экранизирован. Ссылка здесь
Просмотров: 493 |
Добавил: stefani |
Дата: 14.01.2014
|
В Узбекистане презентовали современную русскую литературу
Руководитель клуба российской книги при библиотеке Российского центра
науки и культуры в Ташкенте, преподаватель кафедры «Зарубежного
литературоведения» Национального Университета Узбекистана Андрей
Кучинский, провел увлекательную презентацию о современной русской
литературе под названием: "Литература неизбежна, или лови позитив!!! ”
На презентации Андрей Юрьевич познакомил присутствующих с тремя образами
русского неореализма 2010-х. Библиотека Российского центра науки и
культуры в Ташкенте представляет обзор одного из них.
Это книга "1993. Семейный портрет на фоне горящего дома”, написанная
Сергеем Шаргуновым. Надо отметить, что автор является лауреатом
независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза», государственной
премии Москвы в области литературы и искусства, итальянской премии
«Arcobaleno», финалистом премии «Национальный бестселлер».
В 1998-99 годах Сергей Александрович работал в Думской комиссии по
расследованию событий осени 1993 года, что и способствовало написанию им
книги.
«1993″ — это семейная хроника, переплетенная с историческим
расследованием. 1993-й — гражданская война в центре Москвы. Время
больших надежд и больших потрясений. Он и она по разные стороны
баррикад. История одной семьи вдруг оказывается историей всей страны.
Каждый член семьи Брянцевых не знает, что он хочет, не понимает, не
задумывается – «они не ведают, что творят» – типичный инфантильный
советский человек. И вот происходит переломный момент: плиты русской
истории со скрежетом, с большим шумом, с грохотом, с танками, с кровью
стукаются друг об друга, и главные герои не остаются в стороне: так или
иначе они ощущают собственной кожей этот страшный механизм.
Роман причислен к неореализму. Чем же характерно данное направление в
современной литературе? Писатели-неореалисты сосредоточивают внимание не
столько на их действиях и поступках, сколько на мыслях, переживаниях,
стремятся познать иррациональную суть характеров. Сравнивая классический
реализм с неореализмом, критики отмечают, что если в классическом
реализме преобладали познавательные цели, проступала даже чисто
утилитарная, публицистическая установка, то в неореализме органично
соединились познавательно-аналитическая и эстетико-творческая
наставления, постепенно стиралась оппозиционности, сокращалось
расстояние между реальным и идеальным, общим и индивидуальным, личным и
социальным, аккуратно-оповещальным и смоделированным. Исчез схематизм
типа, он превращается в характер, в основе своей оставаясь с символом.
Неореалисты, раскрывая характеры персонажей, акцентируют внимание на
борьбе противоположных начал в душе человека, отчуждении личности в
обществе. Важную роль в произведениях неореалистов играет художественная
деталь, которая весит больше, чем пространные описания и развернутые
сюжеты в реалистических произведениях.
Просмотров: 559 |
Добавил: stefani |
Дата: 15.12.2013
|