Главная » Архив материалов
«Ну, погоди!»



Наиболее любимый из все советских мультфильмов про отважного зайца и глупого волка . Волк и заяц стали одними из самых популярных мультипликационных персонажей во всем мире, а сериал «Ну, погоди!» с триумфом прокатился по всему миру.  История  мультфильма «Ну, погоди!» началась в далёком 1969 году, съёмки продолжались до 1986 года было снято 18 выпусков. А в  2005 году состоялась премьера 19-го выпуска, под руководством Алексея Котёночкина, сына Вячеслава Котёночкина, начинавшего историю мультфильма.  Позже в свет вышел и 20-й  выпуск. В сентябре 2005 года в Москве прошел костюмированный парад в честь возрождения мультсериала «Ну, погоди!».  К сожалению по словам А.Котёночкина на 20-ом выпуске закончилась история про волка и зайца, и если мультфильм еще выйдет то это будет уже другая история…

Судьба мультфильма, как и всего гениального, начиналась не просто.
От проекта, «ну, погоди», отказывались один за другим режиссеры, согласился только режиссер Сокольский, однако этому мультфильму увидеть свет не посчастливилось. После первых набросок и образцов Сокольскому было настоятельно рекомендовано поменять образы зайца и волка, на более добрые и душевные, однако Сокольский после критики отказался от переделок и дальнейшей работы.
Казалось бы, ничто не спасет мультфильм от надвигающейся смерти, но в работу включается гениальный режиссер Вячеслав Котеночкин.
Он предлагает участвовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю. И работа началась!!! Закипела! Волка Котеночкин срисовывает с себя, на озвучку приглашает Высоцкого, но… Высоцкий «вне закона» и волк начинает говорить голосом Анатолия Папанова, как считают некоторые, в качестве компенсации Высоцкому в первый мультфильм включают его песню «Вертикаль». На роль Зайца без всяких проб берут Клару Румянову, и в 1969 году выходит первый выпуск мультфильма.
Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!»
почти ежегодно выходят на экраны советских телевизоров на протяжении семнадцати лет. За эти годы к мультсериалу прочно присоединяется эпитет «народный». В.Котеночкин неоднократно рассказывал, что сериал был продолжен именно по настойчивым просьбам зрителей, как детей, так и взрослых: когда после 1973 года он объявил о завершении четвертой и последней серии, «Союзмультфильм» был завален мешками писем с просьбами и вариантами продолжения.
Мультфильм продолжили, но не надолго. Феликс Кандель - уезжает в Израиль, мультфильм закрывают. Канделя убрают из титров, а еще позже - заменяют фамилией «Камов». Проходит время, Папанов приходит в Кремль получать госнаграду, в кремле интересуются судьбой мультфильма и Подгорный, дает добро на продолжение, так мультфильм получает второе, а точнее третье рождение и выходит до 1986, общим количеством серий, 16.
 
В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты, рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004- Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.

Однако история мультфильма закончилась в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин.

Несмотря на почтенный возраст, «Ну, погоди!» до сих пор остается одним из самых лучших мультфильмов в отечественной анимации. Приключения Волка и Зайца с самого начала так полюбились детворе и взрослым, что вместо одного запланированного фильма его авторы — сценаристы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, режиссер Вячеслав Котеночкин и художник Святозар Русаков — за 26 лет совместной работы создали 18 серий!
Одна из составляющих успеха мультфильма — неподражаемые голоса артистов Анатолия Папанова и Клары Румяновой, озвучивших главных персонажей. Знаменитые песни тех лет, прозвучав в «Ну, погоди!», обретали еще большую популярность, а известный композитор Давид Тухманов, узнав, что в одной из серий звучит и его мелодия, высказал режиссеру Котеночкину «свою безграничную благодарность».
К сожалению, многих из тех, кто создавал «Ну, погоди!», уже нет. Один за другим ушли Анатолий Папанов, Клара Румянова, Вячеслав Котеночкин, Святозар Русаков, Аркадий Хайт. Оживить любимых персонажей казалось совершенно невозможным. Но не так давно появились еще две серии — 19-я и 20-я — знаменитого мультсериала. Их снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Сценарий к продолжению «Ну, погоди!» написали Феликс Камов и Александр Курляндский, неизменный автор всех 20 серий.
Курляндский А.Е.
Сам Александр Ефимович утверждает, что работа над «Ну, погоди!», хоть и остается яркой страницей в его творческой биографии, никогда не была главной. Автор повестей, пьес, многочисленных эстрадных миниатюр, а также создатель мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Великолепный Гоша» и еще нескольких десятков, Александр Курляндский недавно закончил работу над новой книжкой.
«На творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?»
— Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, — рассказывает Александр Ефимович. — Мы, авторы первого выпуска — Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно.
Котеночкин В.
А вот благодаря кому или чему мультик имел такой ошеломляющий успех, не могу сказать и сейчас. Персонажей придумали художник Святозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Заслугой же сценаристов могу назвать разработку гэгов — анимационных трюков. Это была очень сложная, но интересная работа — смешно изобразить на экране то, что мы как эстрадные авторы до этого описывали словами.
«Ну, погоди!» стал нашим дебютом в мультипликации, и мы очень волновались за качество будущего мультфильма. Даже написав и отдав режиссеру сценарий, мы продолжали оставаться в процессе: и на стадии раскадровки, и на озвучивании, и на монтаже.
— А кому принадлежит авторство знаменитой фразы «Ну, погоди!»?
— У нас с самого начала было такое правило: то, что придумано во время работы за общим столом, — придумано всеми. Мы искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»... Но, насколько я помню, точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»
— Сколько же авторов у мультфильма?
— Кроме нас с Аркадием Хайтом, был еще Феликс Камов, соавтор и друг Эдуарда Успенского. Когда-то мы вместе писали программу для популярного в те годы эстрадного дуэта Александра Лившица и Александра Левенбука, сочиняли эстрадные номера, спектакли, мюзиклы, радиоспектакли...
Позже именно Эдуард Успенский пригласил всех нас — Хайта, Камова и меня — поработать на студии «Союзмультфильм». Там однажды попросили: «Придумайте что-то смешное». Мы сели и вчетвером придумали «Ну, погоди!». Правда, в таком составе работали не всегда: Эдуард Успенский оставался с нами только на первых порах.
— Долго вынашивали идею мультфильма?
Камов Ф.
— Почти сразу была придумана главная идея — фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решилось в долгих спорах. Мы перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом — лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Сначала это был коротенький сюжет для мультипликационного сериала «Веселая карусель», где Волк и Заяц совсем другие, в другой изобразительной манере. Сюжет понравился руководству «Союзмультфильма», и нам предложили написать сценарий к десятиминутному мультику. Когда мы его написали и стали предлагать режиссерам, все они отказывались. Один Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»
(От том, как придумывались образы Волка и Зайца, сам Вячеслав Котеночкин рассказывал в одном из своих последних интервью (газете «СК-Новости»): «Заяц у меня сразу получился — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».)
— В то время в отечественной анимации было мало смешного, а наш фильм был набит трюками. Волк-недотепа вызывал у зрителей смех, — продолжает Александр Курляндский. — Он без конца попадал в комические ситуации, причем по своей же вине. Кстати, на творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?» Какое-то время я пытался им объяснить, что Волк никогда не съест Зайца, потому что это два клоуна, которые нас развлекают. Мультипликационный Волк, в отличие от настоящего волка, ходит на двух ногах, курит, ездит на мотоцикле. Он почти что человек, а не животное. Наконец, чтобы показать детям эту разницу, я написал книгу «Двое на одного, или «Ну, погодите», где я ввел в сюжет настоящего волка. Такому как раз ничего не стоит слопать нашего Зайца. В конце концов, в книге «мультипликационный» Волк сам же Зайца и спасает.
— Вы же придумали и массу новых сюжетов, связанных с этими персонажами. Например, у Волка и Зайца появились родители!
— Идею, чтобы у Волка и Зайца появилась семья, я вынашивал давно. По замыслу, родители Зайца со всех сторон положительные. У Волка же все наоборот. Зато дети у главных героев — это перевертыши: у Волка сын отличник, а у Зайца — хулиганистый панк. Эту идею я и Алексей Котеночкин (сын режиссера Вячеслава Котеночкина) воплощаем в детском журнале «Ну, погоди!», и она очень нравится детворе.
«После замечания председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, что ему мультфильм нравится, «Ну, погоди!» опять запустили в работу».
— Создавая новые серии мультфильма, не боялись сравнения с «оригиналом»?
— Я как автор, конечно, рисковал своей репутацией и понимал, что новые серии будут сравнивать со старыми. Сюжет девятнадцатой серии разворачивается на пляже. Но пляж вполне современный и узнаваемый. С парашютами, катерами, аквагорками... Не такой, как был в самой первой серии. Это может быть и отечественный курорт, и берега Турции, где тоже отдыхают наши граждане. Зритель вновь встречается с уже знакомыми персонажами — потешной Свиньей в оригинальном тройном купальнике и Бегемотом, от которого Волку всегда достается. Музыка, которую написал Андрей Державин (участник группы «Машина времени»), еще больше подчеркивает комичность происходящего. Двадцатый выпуск мы условно назвали «Шесть соток» — каждому понятно, что события происходят на дачном участке.
Если говорить о технической стороне, то качество новых серий (особенно звук) на порядок выше. Насколько это смешно? В Чехии, где демонстрировались новые серии «Ну, погоди!», их наградили призом зрительских симпатий. Были призы и на других фестивалях. Так что не только я считаю, что продолжение мультфильма получилось удачным.
— Правда, что «Ну, погоди!» закрывали?
— Когда Камов в середине 1970-х уехал за границу, нас «прикрыли». Тогда такой отъезд считался чуть ли не предательством. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!». «У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», — ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный и добавил: — Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу. Мы с Хайтом продолжили писать сценарии, а Котеночкин — снимать.
— Трудно представить Волка без голоса Папанова..
— Папанов, конечно, озвучил Волка гениально.. Вы, наверное, знаете, что даже после смерти Анатолия Папанова его голос звучал еще в двух выпусках «Ну, погоди!» — на студии каким-то чудом сохранились записи дублей и пробы. Но в 19-й и 20-й сериях мы предложили озвучить Волка артисту театра «Кривое зеркало» Игорю Христенко. Никто не ставил перед ним задачу пародировать голос Папанова. Ему надо было сыграть Папанова. И если смотреть без предубеждения, то считаю, что у Игоря хорошо получилось.


Интервью с А.Курлянским
Судьба мультфильма «Ну, погоди!» в какой-то мере отражает то, что происходило в стране в течение нескольких десятков лет: один из авторов - Феликс Кандель (Камов) - в 70-е годы долго находился в отказе, потом эмигрировал, из-за чего его фамилия была вырезана из титров, а съемки мультфильма прекратились. Уже после перестройки эмигрировал и второй, ныне покойный, соавтор - Аркадий Хайт - в Германию. В последние 10 лет не было денег на съемки продолжения мультфильма. В итоге «Ну, погоди!», который в советские годы финансировало государство и любило политбюро, сейчас оплатила известная сеть универмагов.
- Не только то, что происходило с фильмом, но и сам фильм характеризует время, - говорит Александр Курляндский, - шлягеры тех лет, которые мы используем, место действия, предметы, служащие нам для создания трюковой ситуации… Сейчас уже нет ни «чертова колеса» в парке, ни песен Магомаева. В какой-то степени этот фильм социальный и исторический. Он отражает ту эпоху. Так же, как новые серии будут отражать это время.
А как эти 36 лет сказались на вас?
- Настроить себя сегодняшнего на придумывание смешного, намного сложнее, чем 30 лет назад. А моему, приехавшему из Израиля, соавтору Феликсу Камову, наверное, еще труднее, он занимается сейчас совсем другим - вон у меня на полке стоит многотомная история еврейского народа, автором которой он является. Но когда мы встретились, мы снова почувствовали себя молодыми.
Неужели за последние лет 10 не было желающих профинансировать «Ну, погоди!»?
- Не было. Делать мультфильм - занятие довольно дорогое. Это ручная работа. Мультфильм, который состоит из одной части, практически не окупается. Надо создавать либо серию, либо полнометражный фильм. Кроме того, существовал естественный скептицизм: «Ну, погоди!» не выходил столько лет, может, и не надо - вдруг не получится? Но я сейчас спокоен: видел фильм и знаю, что он получился.
За время многолетнего перерыва в съемках мультфильма у вас в одной из книжек к известным героям добавился второй волк. Для чего?
- Ребята меня часто спрашивали на встречах: «Когда же Волк съест Зайца?» Я объяснял, что он не может его съесть, потому что наш Волк - не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы. Чтобы показать разницу, я придумал другого волка, настоящего, из сказки, который действительно может съесть зайца. И в этой книжке наш «нупогодишный» Волк спасает Зайца от зоологического Волка. Вообще в литературе, в отличие от мультфильма, надо объяснять, почему Волк гоняется за Зайцем. И там у меня конфликт - чисто социальный: Заяц - чистенький, мама у него - воспитательница, отец - врач, а Волк - люмпен из подворотни.
Это станет сюжетом нового мультфильма?
- Пока не станет. А в дальнейшем - посмотрим.
Лучшее из того, что вы создали за эти 36 лет, вошло сейчас в том из серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века» («ЭКСМО»), презентация которого тоже состоится в сентябре. На обложке книги есть Волк и Заяц, но почему там нет литературной записи мультфильмов?
- Мне порой бывает сложно: меня знают в основном как автора «Ну, погоди!». Немногие, например, берут на себя риск поставить мою пьесу или напечатать взрослую повесть. Не так давно вышла моя книжка «Чуки-Куки», которая была хорошо встречена рецензентами, но она лежала два года - ее не публиковали. Когда одну из своих повестей я принес в «Новый мир», там это вызвало иронические улыбки: «Курляндский пришел! Принес повесть!» Иногда друзья-писатели или режиссеры рассказывают какую-то историю и говорят: «Дарю! Сделай из нее мультик». А самим это вроде бы - ниже их достоинства. И они не понимают, что сделать мультипликационное кино - задача очень сложная и для этого нужно определенное качество извилин. Ведь была возможность заказать эти две серии другим авторам, но обратились к нам. Работая вместе с составителем «Антологии» Юрием Кушаком над книгой, я включил в нее рассказы, повести, пьесы - чтобы она дала обо мне более полное представление. Популярность «Ну, погоди!» хороша, но порой она даже мешает.

Мультфильмы>>



Просмотров: 1365 | Добавил: stefani | Дата: 20.06.2012

21 июня
215 лет со дня рождения
Вильгельма Карловича Кюхельбекера
(1797–1846)

Писатели-юбиляры

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – личность трагическая и трогательная, много лет пребывавшая в забвении потомков в качестве поэта, писателя. Он был известен лишь как друг Пушкина и ссыльный декабрист. Активный участник восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. По делу о восстании Кюхельбекер был приговорён к смертной казни, заменённой потом 20 годами каторги, из которых 10 лет он провёл в одиночном заключении. Между тем, открыв подборку стихотворений Кюхельбекера, от неё уже невозможно оторваться:

К А. Т. Пушкиной

 Цветок увядший оживает
 От чистой утренней росы;
 Для жизни душу воскрешает
 Взор тихой, девственной красы.

 Когда твои подернет щеки
 Румянец быстрый и живой,–
 Мне слышны милые упреки,
 Слова стыдливости немой.

 И я, отринув ложь и холод,
 Я снова счастлив, снова молод,
 Гляжу: невинности святой
 Прекрасный ангел предо мной!
Просмотров: 504 | Добавил: stefani | Дата: 15.06.2012

20 июня
80 лет со дня рождения
Роберта Иванович Рождественского
(1932–1994)


Писатели-юбиляры

В 60-е он был одним из тех, кто покорял Политехнический и дворцы спорта. Тогда конная милиция близко узнала, что, кроме таких массовых зрелищ, как футбол и хоккей, существует ещё поэзия.

Он и входил в «великолепную пятерку», не менее любимую, чем тогдашние хоккейные: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава.

Потом пятёрка распалась. И все-таки продолжала играть за одну команду: ее противниками были благословлённые государством двоемыслие, подавление личности, ханжество, невежество, антисемитизм.

После знаменитого крика Хрущёва на творческую интеллигенцию Роберт Рождественский не скрывал, что испугался возврата сталинизма. И, кажется, выбрал для себя роль лояльного и ненавязчивого советчика власти, защищающего, условно говоря, «ленинские нормы» от сталинского беспредела.

В 70-е годы он оказался чуть ли не единственным поэтом, читавшим стихи на кремлёвских концертах. Но лавры придворного стихотворца его не прельщали – мешала совесть. По последним стихам Рождественского хорошо видно, насколько этот орган шестого (а для многих –«надцатого») чувства был у него воспалён.

Просмотров: 498 | Добавил: stefani | Дата: 15.06.2012

17 июня
105 лет со дня рождения
Андрея Сергеевича Некрасова
(1907–1987)



Писатели-юбиляры

С октября 1941-го А. Некрасов – рядовой на Западном фронте, с осени 1942-го – сотрудник фронтовой газеты. Член СП СССР с 1943 г.

Андрей Некрасов, до того как стать писателем, сменил много профессий, сам был моряком и путешественником, побывал во многих уголках Земли. Он записывал истории и байки, которые рассказывали его товарищи. Борис Житков посоветовал Андрею написать книгу по мотивам этих баек.

Прототипом капитана Врунгеля был знакомый Некрасова с характерной фамилией Вронский, любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием. Его фамилия так подходила для главного героя, что первоначально книга и должна была называться «Приключения капитана Вронского», однако из опасения обидеть друга автор был вынужден искать другую.

Прототипом одного из главных героев – старшего помощника Лома в его повести был курсант морской школы Иван Манн. Фамилия этого персонажа по-немецки означает «человек» (mann), а по-французски «человек» — «i’homme» (звучит как русское «лом»).

Просмотров: 863 | Добавил: stefani | Дата: 15.06.2012

                                                    16 июня
                                                55 лет со дня рождения
                                       Марины Анатольевны Алексеевой
                                   (Александры Борисовны Марининой)
                                                                (1957 г.)



                                               Писатели-юбиляры


В 1979 г. Марина Анатольевна закончила юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Служебную карьеру начала с должности лаборанта, в 1980 г. была назначена на должность научного сотрудника, получила звание лейтенанта милиции. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления. В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива».

Имеет более 30 научных трудов, в том числе монографию «Crime and Crime Prevention in Moscow», изданную Римским межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия (UNICRI).

В 1994 г. ушла на административную работу в Московский юридический институт МВД России (до переименования – Московская высшая школа милиции) на должность заместителя начальника и главного редактора научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела.

В феврале 1998 г. вышла в отставку в звании подполковника милиции.

Совместно с коллегой Александром Горкиным Марина Анатольевна вела в журнале «Милиция» рубрику «Школа безопасности». Материалы рубрики носили пародийный, шутливый характер, но на самом деле это были советы, как уберечься от того или иного вида преступления. Псевдоним «Александра Маринина» использовался ими при написании материалов для газеты «Пролог» (очерки о современной преступности в России), газеты «Экспресс» (юмористические рассказы о том, что нужно обязательно делать, чтобы наверняка стать жертвой преступления – некое подобие школы безопасности наоборот).

Первая книга «родилась» в 1991 г. и, как водится, совершенно случайно. За 19 дней («с хохотом и визгом») была написана книга «Шестикрылый Серафим».

В 2003 г.Марина Алексеева официально зарегистрировала свой литературный псевдоним как торговую марку, наряду с товарными знаками «Каменская» и «Настя Каменская». По словам Марининой, сделано это было не с целью выпускать под этими марками какие-то товары, а как раз наоборот – помешать такому использованию придуманных персонажей.

Просмотров: 446 | Добавил: stefani | Дата: 14.06.2012

18 июня исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова (1812 –1891)


         Я не требую похвал себе, но желал бы, конечно, чтобы к труду моему отнеслись серьезно и зрело, притом искренно, а не давали на жертву грудным младенцам.

    Из письма И. А. Гончарова к С.А. Никиненко, 15 мая 1869г.






Иван Александрович Гончаров принадлежит к числу самых  глубоких и прозорливых русских классиков. «Фрегат «Паллада», «Обыкновенная история»,  «Обломов» и «Обрыв», - знаменитые романы, появлявшиеся с интервалом в десятилетие, давно вошли в круг необходимого русского чтения, основное ядро  того, что называется русской ментальностью.
                 И, тем не менее,  человечески Гончаров по сию пору остается не вполне понятен.  Беглая реплика в одном из писем Ф. М. Достоевского 1956г.: Гончаров – человек «с душой чиновника, без идей, и с глазами вареной рыбы, которого Бог, будто насмех, одарил блестящим талантом»… Другие пишут о выразительных, приковывающих к себе глазах Гончарова – « и в то же время таких печальных, что самому вдруг грустно станет…»
                В жизни Гончарова многое мучительно, многое сокрыто... «… Если б Вы знали, сквозь какую грязь, сквозь какой разврат, мелочь, грубость понятий, ума, сердечных движений души проходил я от пелен и чего стоило бедной моей натуре пройти сквозь фалангу всякой нравственной и материальной грязи и заблуждений, чтоб выкарабкаться и на ту стезю, на которой Вы видели меня, все еще грубого, нечистого, неуклюжего и все вздыхающего по том светлом и прекрасном человеческом образе, который часто снится мне и за которым, чувствую, буду всегда гоняться так же бесплодно, как гоняется за человеком его тень…(Из письма И. Гончарова И. И. Льховскому. Двадцать которое-то июля 1853. Острова Бонин-Сима, Порт Ллойда27° с. ш. 142° в. д.) Личность Гончарова привлекательна не наружным блеском, а своей глубокой сутью. Изо дня в день Иван Александрович «побеждал собственную слабость, подавлял тоску и неверие, одолевал смутность обычных впечатлений, чтобы сотворить жизнь, пронизанную ясностью чувств, смыслов картин» (Е. Калмановский).
               Прав был И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, – до тех пор будут помнить Обломова».
А. Ф. Кони
Из очерка «ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ»
                Он точно следовал рецепту замечательного художника-живописца Федотова: в деле искусства надо дать себе настояться; художник-наблюдатель - то же, что бутыль с наливой: вино есть ягоды есть -нужно только уметь разлить вовремя. Медлительному, но творческому духу Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности немедленно, и этим в значительной степени объясняется гораздо меньший успех "Обрыва" сравнительно с двумя первыми его романами: русская жизнь опередила медлительную отзывчивость художника. Ему было свойственно страдальчески переживать тяжелые муки рождения своих произведений. Он часто сомневался в себе, падал духом, бросал написанное и принимался за начатое произведение снова, то не доверяя своим силам, то пугаясь разгара своей фантазии. Так, он писал в 1868 году М. М. Стасюлевичу: "Морально вы осмысливали мой труд ("Обрыв"), предсказывая его значение, и поселили и во мне, вместо крайней недоверчивости к себе самому, некоторую уверенность к написанному и бодрость - идти дальше. Я смелее гляжу вперед-и плодом этого то, что все остальное... стоит готовое у меня в голове, как будто то, что крылось так долго где-то внутри меня, вдруг высыпало, как сыпь, наружу. Ах,  если б уж совсем в течение лета нарвало и прорвалось. Как это нужно! Тогда бы я оправдался и перед публикой в долгом молчании...". "Перспектива вся открылась передо мной до самой будущей могилы Райского, с железным крестом, обвитым тернием". В том же году он писал тому же: "У меня мечты, желания и молитвы Райского кончаются, как торжественным аккордом в музыке, апофеозом женщин, потом родины, России, наконец, божества и любви... Я боюсь, боюсь этого небывалого у меня притока фантазии, боюсь, что маленькое перо мое не выдержит, не поднимется на высоту моих идеалов". Но он, однако, знал цену этих мук творчества. Когда в половине восьмидесятых годов почетный академик К. Р. сообщил ему, что трудится над большой поэмой, которая стоит ему неимоверных усилий, то радостных мгновений, то минут отчаяния, он отвечал: "Вот эти-то минуты отчаяния и суть залоги творчества! Это глубоко радует меня... Если б их не было, а было одно только доброе и прекрасное, тогда хоть перо клади".
Иллюстрация:
И.А. Гончаров. Портрет работы И. П. Раулова, 1868.
По книгам:
Калмановский Евгений Соломонович.  Путник запоздалый: рассказы и разборы: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1985.
Утевский Лев Самойлович. Жизнь Гончарова: Воспоминания. Письма. Дневники. - Москва: Аграф, 2000. - (Литературная мастерская).
По материалам сайтов:
Просмотров: 788 | Добавил: stefani | Дата: 14.06.2012

15 июня -145 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942)

Константин Бальмонт – один из самых ярких представителей символизма. Литературную деятельность начал в 1890-е годы (книги стихов "Под северным небом", "В безбрежности", "Тишина"). Вершина творчества – поэтический сборник "Будем как солнце" (1903). Его поэзия отличается крайней музыкальностью. Не случайно свыше 150 стихотворений Бальмонта было положено на музыку. В период революции он сочинял политические эпиграммы, сотрудничал в большевистской печати. Это обстоятельство вынудило Бальмонта уехать из России. Он жил преимущественно во Франции, много путешествовал, совершил кругосветное плавание. Вернулся на родину после начала Первой мировой войны. С энтузиазмом воспринял революционные события 1917 года, но, разочаровавшись в советской власти, в 1920 году уехал в Париж, где провел остаток дней. Он издал несколько книг стихов, эссе, сотрудничал с журналами русской эмиграции. Бальмонт известен как переводчик поэзии Эдгара По, Оскара Уайльда, поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре".

 

ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Просмотров: 446 | Добавил: stefani | Дата: 14.06.2012


Сегодня весь Русский мир отмечает  день рождения Александра Сергеевича Пушкина. По  традиции к его памятнику в Ташкенте будут возложены живые цветы от российского посольства в Узбекистане и русской общины республики.  

I.Вспомните, у Пушкина:     

Поместья мирного незримый покровитель,       

Тебя молю, мой добрый домовой,  

Храни селенье, лес и дикий садик мой,     

И скромную семьи моей обитель! 

Эти строки из стихотворения «Домовому». Оно написано летом 1819 года, когда 20-летний Александр Пушкин, уже третий год состоявший на службе в МИДе, «громкий» столичный пиит, посетил матушкино имение – сельцо Михайловское, что на Псковщине, в озёрной стороне. Старый дом Ганнибалов стоял на горке над озером Кучане, за которым виднелись строения усадьбы покойного прадеда, «арапа Петра Великого». 

Дом Пушкиных был  ветхим, неухоженным, как всё в заброшенном хозяйстве Сергея Львовича и Надежды Осиповны, но с детства Сашей любимым. Он словно предчувствовал, что эта «скромная обитель» станет  в его сердце особенной,  а в национальном русском сознании - в один ряд с самыми святыми местами Отечества.

Тогда до этого было ещё далеко. Лицейский выпускник ещё только дописывал «Руслана и Людмилу». Он не предполагал, что через год его ждёт «ссылка» (за «поэтическое хулиганство», не сомневаюсь я в определении), возмутившее императора Александра.

Тем более, не ведал, что та «ссылка», начавшись на юге через год, продлится и закончится через семь лет здесь, в «поместье мирном», когда он будет находиться на вершине поэтической славы.

Позволю себе здесь, как говориться, лирическое отступление. Я дважды упомянул ссылку, закавычив слово. Ибо считаю, что, не будь её,  пылкий, несдержанный, безумно отважный потомок негров безобразный и не менее «неуправляемых» русских Пушкиных мог бы растратить себя, среди столичных соблазнов, в бездельном времяпрепровождении, на рифмованные безделки, которые погубили столько талантов на Руси.

Так что гнев и непреклонность императора в этом случае сыграли, объективно, спасительную роль в жизни мелкого чиновника иностранного ведомства, который не знал меры, когда шалил стишками.

Александр I  «наказал» строптивого выпускника Лицея вдохновляющими на литературное творчество впечатлениями южного края – Кавказа, Крыма, Молдавии, «воспетой Назоном»,  Малороссии и Новороссии с её «русским Парижем» - Одессой. 

Словом, ура, наш царь! Так выпьем за царя… Простим ему неправое гоненье… (напишет Пушкин во дни своего прозрения). А я добавлю: и да здравствует граф Воронцов! Тот самый «полу-милорд», настояниями которого «ссылку» на берега свободной стихии Пушкину (и за саранчу и, наверное, за волокитство за женой графа) заменили на «ссылку» в Михайловское, где в любимце муз окончательно созрел гений.

II.

Но я, простите, увлёкся. Не о том речь. Настоящая статья задумана не о творчестве Пушкина, а о  незримом покровителе семейного домика Пушкиных в сельце Михайловском, главной (рискну утверждать) родной обители поэта за всю его короткую жизнь, богатую странствиями.

В других строфах жилец просит  Домового охранить счастливый домик от недружественного взора, ходить вокруг него заботливым дозором, любить малый сад и берег сонных вод, зелёный скат холмов, луга, прохладу лип и клёнов шумный кров и «сей укромный огород с калиткой ветхою, с обрушенным забором!»

Верится, Пушкин  чувствовал  присутствие незримого покровителя.  Наверняка видел внутренним взором. Мне же довелось увидеть его воочию, своими глазами. Ибо я увидели его впервые в 1989 году именно таким, каким он описан у Пушкина в названном стихотворении – заботливым дозорным, любящим всё сущее в государственном  заповеднике «Михайловское», которым стали в ХХ веке бывшие владения Пушкиных-Ганнибалов.

Да и как не любить то, что воссоздано своими руками из пепла, оставленного на этом месте фашистами! Читатель, наверное, догадался, что я говорю о С.С. Гейченко. «Паспортный» Семён Степанович появился на Святых Горах в военном 1945 году как директор Заповедника. В этой должности оставался 45 лет. Но его фантомная тень, видимо, обитала здесь с тех пор, как на  холме, над озером Кучане, поднялся среди хозяйственных построек скромный господский дом, деревянный, на кирпичном цоколе, с белыми кафельными печами и камином.  

III.

Когда нация созревает для  выделения из своих народных глубин национального певца (другими словами - барда, аэда),  который боговдохновенным Словом  поднимает её на обозримую со всех сторон высоту и даёт возможность всмотреться в себя, оценить свои поступки в прожитой истории, честно и смело отделить в себе светлое от тёмного, сначала появляется предтеча.  Он настраивает окружающих на появление смутно ожидаемого, а когда тот является народу, выступает его Хранителем.

Таким Хранителем для Пушкина, от рождения его в Лицее, как поэта, как голоса русского народа, до последних дней, пока возок с гробом не скрылся за углом, был Василий Жуковский, зримый покровитель. Виссарион Белинский сказал, что без Жуковского не было бы Пушкина. Сказанное относится к тому Пушкину, которого знали его современники. 

Утверждение это образное, не истина, не факт.  И допущенная образность позволяет применить сказанное к другому Хранителю того Пушкина, который стал вечным, на которого мы смотрим русскими глазами с  200-летнего далека: «Сегодня без Гейченко, как когда-то без Жуковского, не было бы Пушкина». Разумеется, нашего Пушкина, нашего современника.

IV.

«Хранитель Лукоморья», как при жизни называли прославленного директора Пушкинского заповедника, награжденного за свою истинно подвижническую деятельность Золотой Звездой, из пепелищ и руин Отечественной войны, на холмах и в долах, перепаханных до неузнаваемости бомбами и снарядами, возродил в зримых образах, даже в звуках и запахах, в мельчайших подробностях эпоху одного из величайших наших соотечественников, вечную славу России.

В документальной повести «Хранитель» (С.П., Л., 1990) авторы пишут: «Сколько раз нам приходилось читать о находящихся в запустении и разоре памятниках культуры, заповедных местах, дорогих для русского сердца. И сразу вздох – сюда бы Гейченко!»

Так кто он, русский дед Семен с малоросской фамилией? Петергофец, родившийся в 1903 году от потомка запорожца и псковско-новгородской матери, музейный работник по призванию и образованию,  инвалид Великой Отечественной войны.

При том – личность во многих отношениях сверходаренная, мастер на… всю оставшуюся от ранения руку, целеустремленный, смелый, даже отчаянно бравый, по-гусарски; враг чинопочитания, не притязательный к удобствам жизни. Таким я его застал в возрасте семидесяти шестилет.

В названной книге читаем: «Гейченко – фигура не только уникальная, но и легендарная. Настаиваем на этом слове, сняв лишь налет экзальтации и некоторой мистики. Ведь многие едут сегодня в Пушкиногорье не только для того, чтобы приобщится к миру поэта, но и в надежде увидеть знаменитого хранителя Святогорья».

С такой надеждой вошел и я летом 1989 года в усадьбу Михайловского. И чудо (вместе с чудом сказочного фасада господского дома)! – с крыльца служебной избы сбегает высокий сухощавый старик в белой кепке и пустым рукавом рубашки, левым. Смотрит пытливо, без церемоний: «Кто?».

Называюсь. «А, отец Сергий? – вспоминает Гейченко мои письма. – Айда ко мне». Директорский дом тут же. Живой царственный петух на столбе сторожит дверь. За ней – пестрый теремной мир: колокола, самовары, книги, всякая музейная мелочь в огромных количествах.

Семен Степанович щедро наградил меня тогда ворохом печатных и рукописных реликвий, переданных мною Обществу имени Пушкина, что во Львове. Некоторые бумаги и вещицы храню под рукой до сих пор. Храню и голос: «Отец Сергий». Так Гейченко звал меня вплоть до последней встречи, когда он, девяностолетний стоял (нет, уже бессильно сидел) на пороге вечности…      

О С.С. Гейченко написаны горы статей, воспоминаний, книг. Что добавить к образу, который зримо присутствует до сих пор в зеленом «четырехугольнике»: Святые Пушкинские горы (могила поэта) – Тригорское – Михайловское – Петровское.

Он вмещает в себя рощи и парки, селения с господскими домами, речку Сороть, озера Кучане и Маленец, пруды, часовни, мельницы, «три сосны», «дуб уединенный», «дорогу, размытую дождями» – выплывший к нам из небытия, как из тумана забвения, пушкинский мир, будто сказочный «лукоморский» парусник с кормчим-Гейченко у рулевого весла.

Да, сказать новое слово о покойном Семене Степановиче весьма не просто. Не знаю, повторюсь ли, или буду первопроходцем в мысли, что самый знаменитый (у нового самобытного директора Г.Василевича все впереди) хранитель Лукоморья – из рода Михайловских домовых. Или  Пушкинский домовой един, в разных ипостасях.

V.

193 года тому назад юный поэт Саша Пушкин уловил в домашнем шорохе, в неясных вздохах, тихом смехе, покашливании, осторожных шагах за стенами дома своего вечного хранителя и покровителя, ласкового, преданного Домового, у которого еще не было имени, но теперь мы его знаем.

Он и сегодня бродит по Михайловскому, все сторожит, помогает новому директору Георгию Василевичу, тоже Хранителю от Бога, как можно сказать о том, кто живёт в полную силу для служения  своему идеалу.

Просмотров: 867 | Добавил: stefani | Дата: 07.06.2012

Фонд «Мехр нури» совместно с Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» объявляют конкурс на присуждение стипендий для одаренных студентов, проходящих обучение в вузах Узбекистана. Проект направлен на оказание поддержки одаренной молодежи, выявления потенциала нового поколения и становления национальной профессиональной базы. Прием документов осуществляется c 20 мая по 1 августа 2012 года.

Организаторы данной Программы ежегодно выделяют стипендии одаренным студентам 3-4 курсов ведущих вузов Узбекистана. Кандидатам, успешно прошедшим конкурс, будет ежемесячно в течение одного учебного года выплачиваться стипендия, в дополнение к получаемой, с возможностью продления на следующий год.

Гранты присуждаются на конкурсной основе с учетом академических достижений, общественной активности, творческого или научного потенциала, профессиональной целеустремленности и стремления внести вклад в развитие страны.

Подача заявок

Для участия в конкурсе кандидат должен предоставить следующие документы:

  • Анкета кандидата;
  • Справка от администрации о том, что студент действительно учится в вузе;
  • Справка с места жительства;
  • Копия паспорта с пропиской;
  • Копия зачетки;
  • Минимум два рекомендательных письма.

Прием документов осуществляется до 1 августа 2012 года.

Неправильно заполненные или неполные анкеты к рассмотрению не принимаются.

Критерии отбора

  • Академическая успеваемость (оценивается на основе зачетки, к рассмотрению принимаются студенты только с оценками «отлично» и «хорошо» по всем предметам);
  • Лидерские способности и новаторство (оценивается на основе идей, высказанных в анкете участника и рекомендательных письмах);
  • Выбранное направление будущей специализации и вклад в ее развитие (оценивается на основе сочинения в анкете).

Документы принимаются по адресу

Адрес: Ташкент, ул. Узбекистанская, 80. Фонд «Мехр нури».

Тел: (998 71) 239-2786, (998 71) 239-2787

Анкету участника можно скачать на сайте Общественного фонда «Мехр нури».

Просмотров: 707 | Добавил: stefani | Дата: 02.06.2012


Сегодня, в первый день лета, во многих странах отмечается Международный день детей.


Это один из самых старых международных праздников, решение о проведении которого было принято в Женеве еще в 1925 году.

С чем связан выбор даты для праздника, 1 июня – неизвестно. Однако точно известно, что ежегодно праздник стал отмечаться с 1950 года после соответствующего решения, принятого конгрессом Международной демократической федерации женщин в Париже.

1 июня традиционно проводятся мероприятия, призванные обратить внимание общественности на проблемы детей, оказывать помощь тем из них, кто нуждается, и защищать их права.

Для Международного дня детей даже специально разработали собственный флаг. В центре полотна зеленого цвета, который символизирует гармонию и рост, расположено изображение земного шара, вокруг которого разместились цветные человеческие фигурки — синяя, желтая, черная, белая и красная.


Этот образ фигурки символизируют толерантность и разнообразие, объединенные общим для всех домом – Землей.
Просмотров: 437 | Добавил: stefani | Дата: 01.06.2012

« 1 2 ... 28 29 30 31 32 33 34 »