190 лет дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, педагога и писателя (1824 – 1871)
Родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее
воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел
неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен,
поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был
приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии
законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким
требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав
в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под
начальство графа Д.А. Толстого,
и стал помещать статьи критического и географического содержания в
"Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил
преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал
инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский
быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в
"Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г.
он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в
институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение
совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала
недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять
Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил
сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и
получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в
институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства
Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных
распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво
относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние
годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он
должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя,
проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для
освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги.
Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал
много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения:
"Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место
естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической
педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский
дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному
Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся
лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.
Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как
предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т.,
Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и
пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям
какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает
психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный
анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский
предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по
педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он
успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание
педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник
Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная
Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая
деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова ); А. Слепцов "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н.Г. Дебольский "Опыт
разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874,
11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня
смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о нем.
Просмотров: 729 |
Добавил: stefani |
Дата: 01.03.2014
|
Масленица (до XVI века в народе праздновалась языческая Комоедица, посвященная встрече весны в День весеннего равноденствия, день начала астрономической весны)
— христианская постная праздничная неделя (в питании запрещается мясо),
введенная церковниками в XVI веке взамен запрещенной церковью
Комоедицы, одного из 4-х древнейших солнечных праздников религии друидов
(волхвов),
до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы;
— прежде Комоедица — великий древнеславянский языческий 2-недельный
праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового
года в День весеннего равноденствия,
которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам;
празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего
равноденствия и продолжалось неделю после;
— возникновение у человечества 4-х великих солнечных праздников
(отмечаемых в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего
солнцестояний) восходит к временам Верхнего палеолита (древнего
каменного века послеледникового периода), потому в той или иной форме
эти праздники присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной
Африки;
— после принятия христианства на Руси празднование славянской
языческой Комоедицы, как и других языческих праздников, было строго
запрещено и тяжко каралось;
— после долгой и безуспешной борьбы властей и церковников с
празднованием Комоедицы, в XVI веке в России она была заменена на
празднование церковной
"сырной" (или "мясопустной") седмицы, определенной церковниками на последнюю неделю перед Великим постом;
— в том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование
"Масленица", и назначенный церковниками праздник раскололся на два
по сути разных празднования:
— церковная "сырная" седмица — последняя неделя подготовки к Великому посту,
— и народная Масленица — обжорное, пьяное и разгульное празднество;
(примечание: народная Масленица не является языческим празднованием)
— современные традиции празднования народной Масленицы на
Руси оформились во времена
царствования Петра I, который своим Указом ввел этот веселый разгульный
праздник как организуемый светскими властями, обязательный для всего
народа и проводимый по образу и подобию празднований традиционных
европейских масленичных карнавалов;
ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР
— по Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор"
и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и
так далее; для организации празднований была учреждена своеобразная
шутовская «орденская организация», объединявшая царских
единомышленников;
— главной чертой «Собора», что явствует из названия, являлось
отчётливое пародирование обрядов католической (собор возглавлял
«Князь-папа», которого выбирали всепьянейшие «кардиналы») и православной
церквей;
— "Собор" был создан с главной целью — дискредитации церкви и,
наряду с бритьём бород, входит в общий ряд разрушения стереотипов
старорусской повседневной жизни, в практике Собора использовалось
большое количество матерной лексики и водочных возлияний;
— "Собор" просуществовал около 30 лет — с начала 1690-х до середины
1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя рядом слоёв общества
как Антихриста;
— "Всешутейший собор" относился к проявлениям типичного для Петра I
(как и для ряда его предшественников, прежде всего Ивана Грозного)
«антиповедения», опирающегося на народные представления и святочные
маскарадные традиции;
— по старой дореволюционной орфографии писали "Масляница".
Просмотров: 386 |
Добавил: stefani |
Дата: 01.03.2014
|
|