С. Маршак
Воспитание словом
О сказках
Заметки о сказках Пушкина
У
каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для
десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются
пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы -
"Онегин" и лирика.
А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы,
и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и
письма... И это уже навсегда!
С Пушкиным мы не расстаемся до
старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем
удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в
пушкинских стихах и прозе.
Имя Пушкина, черты его лица входят в
наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или
прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность
которого узнаешь только с годами.
Помню, лет шестьдесят тому
назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов,
которого я встретил под Новый год у критика В.В. Стасова, спросил меня:
- Любите ли вы Пушкина?
Мне
было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы
тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:
- Я больше люблю Лермонтова!
Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:
- Милый, любите Пушкина!
Это отнюдь не значило: "Перестаньте любить Лермонтова".
Лермонтов
рано овладевает нашим воображением и навсегда удерживает в душе у нас
свое особенное место. Но постичь величавую простоту пушкинского стиля не
так-то просто. Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во
всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А.К. Лядова. И
все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что
дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и
родителям за столь же своевременный совет:
- Милые, любите Пушкина!
В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи?
Трудно
определить с математической точностью границы читательских возрастов.
Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они
того времени, когда ребенок начнет понимать их смысл или хотя бы любить
их звучание.
Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком.
Как
известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по
достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот
своих поэм в область простонародной сказки.
А между тем в "Царе
Салтане", в "Мертвой царевне" и в "Золотом петушке" Пушкин - тот же, что
и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его
лирические стихи. Слова в них так же скупы, чувства столь же щедры. Но,
пожалуй, в сказках художественные средства, которыми пользуется поэт,
еще лаконичнее и строже, чем в "Онегине", "Полтаве" и в лирических
стихах.
Зимний пейзаж, являющийся иной раз у Пушкина сюжетом
целого стихотворения ("Мороз и солнце; день чудесный!" или "Зима. Что
делать нам в деревне?"), дается в сказке всего двумя-тремя строчками:
...вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Так же немногословно передает поэт в сказках чувства, душевные движения своих действующих лиц:
Вот в сочельник в самый в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Одна пушкинская строчка: "Тяжелешенько вздохнула" - говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов.
Так
печально и ласково звучит это слово "тяжелешенько", будто его произнес
не автор сказки, а кто-то свой, близкий, может быть, мамка или нянька
молодой царицы.
Да и в самом этом стихе, который, при всей своей
легкости, выдерживает такое длинное, многосложное слово, и в следующей
строчке - "Восхищенья не снесла" - как бы слышится последний вздох
умирающей.
Только в подлинно народной песне встречается порою
такое же скромное, сдержанное и глубокое выражение человеческих чувств и
переживаний.
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово.
Просто
и прочно строится в "Царе Салтане", и в "Сказке о рыбаке и рыбке", и в
"Золотом петушке" фраза. В ней нет никаких украшений, очень мало
подробностей.
Вспомните описания моря в лирических стихах или в "Евгении Онегине".
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
И сравните эти строки с изображением моря в "Царе Салтане":
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Здесь
очень мало слов - все наперечет. Но какими огромными кажутся нам из-за
отсутствия подробностей и небо и море, занимающие в стихах по целой
строчке.
И как не случайно то, что небо помещено в верхней строчке,