25 января исполняется 75 лет со дня рождения поэта, актера,
автора и исполнителя песен Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980). Владимир Высоцкий родился в Москве, в "Доме на Первой Мещанской,
в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве".
После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в
послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке
("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился
дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После
окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный
институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он
принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским,
школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма
своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили
бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу
шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи
были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и
стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще
полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал
тогда Владимир Семенович.
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор
остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого
пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого
Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о
Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это
были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни
Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет,
в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь
Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже
всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его
творческой юности кончилась".
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на
Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим
театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я
спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих
песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть,
фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я
слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так
начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей,
Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием
Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание
Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое
отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки,
вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей
Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и
самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить
нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером
78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались,
чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами
на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти
Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так
мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много
потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает
Говорухин.
И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие
телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж.
После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану
Жеглову".
А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967
году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он
смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И
вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане
ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю,
что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я
мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают
мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я
поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не
выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с
меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как
будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое
первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они
поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив,
двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне
телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить
бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог,
он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни
свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и
садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и
тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро,
Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный,
спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы
прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики,
слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о
чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном",
были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики -
все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и
заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня
все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью".
...25 июля 1980 года Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва,
хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила
московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено
скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не
сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем
известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской
памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями,
драматургическими произведениями, киноролями, песнями...*
Просмотров: 660 |
Добавил: stefani |
Дата: 25.01.2013
|
|