Главная » 2012 » Апрель » 29 » Уткир Хашимов
19:40
Уткир Хашимов
Уткир Хашимов
Узбекский писатель и общественный деятель. Обладатель звания «Народный писатель Узбекистана», премии имени Ойбека, Государственной премии. Первая книга - повесть "Степной простор" была издана в 1963 году. Она была высоко оценена Абдуллой Каххаром. Уткир Хашимов перевел на узбекский язык произведение Э. Хемингуэйя, В. Шукшина, К. Симонова, А. Куприна и. др. писателей.

Биография

Родился 4 августа 1941 года в махалле Думбирабад города Ташкента. Закончил отделение журналистики факультета филологии Ташкентского Государственного Университета (ныне НУУз). Работал в различных издательствах и редакциях газет и журналов. Долгое время был главным редактором журнала "Шарк юлдузи" ("Звезда Востока"). В настоящее время работает председателем комитета Олий Мажлиса Республики Узбекистана.
Творческий путь Уткира Хошимова начался с написания стихов и очерков. Первый его сборник был издан в 1962 году. Известны такие его сборники, как "Дела земные", "День мотылька", романы "Свет без тени", "Войти и выйти".
После этого были опубликованы: "Последняя жертва войны", "Сноха", "Любовь", "Один день дехканина", "Куёш тарозиси", "Белые, пребелые облака" и другие рассказы и следующие повести: "Ветер веет" (1968), "День мотылька" (1970), "Прислушайся к своему сердцу" (1973), "Дела земные" (1982), "Дважды два - пять", "Квазары"; романы: " Нет света без тени" (1976), "Войти и выйти" (1985), "Жизнь, прожитая во сне" (1993). Пьесы Уткира Хашимова: "Поздравляем со свадьбой", "Рука руку моет", "Человеческая преданность", "Репрессия".
В 1991 году ему было присуждено звание "Народный писатель Узбекистана", за повесть "Дела земные" присуждена премия имени Ойбека (1982), за роман "Войти и выйти" — Государственная премия (1986).
Нужно отметить, что большинство современных узбекских писателей, раскрывая различные грани психологии своих геро­ев, показывают сложность, неоднозначность их внутренней сути, где нравственность борется с бездуховностью, проходя испы­тание на прочность таких "вечных" истин, как Добро, Любовь, Совесть. Исследованием нравственного закона Добра занима­ется и Уткур Хашимов в рассказе "Дорожное происшествие".
Это рассказ о трагедии личностной, глубокой, внутренней  трагедии матери и сына. Прожив очень трудную жизнь, испытав голод и холод, те­тушка Фазилат вырастила единственного сына хорошим и ум­ным человеком и видела в нем отраду и надежду своей старо­сти. Но, как говорит сама героиня, "у каждого своя судьба ... что только ни делает она с человеком. Играет им как хочет..." Хуршид встретил свою судьбу в облике обеспеченной де­вушки Назиры, родители которой устроили им материально богатую жизнь. Но Назира руководствуется в жизни иными принципами, нежели теми, которые были приняты в бедной, но честной семье Хуршида.
Тетушка Фазилат чувствует, что невестке нежелательно ее присутствие, и чтобы не создавать сыну проблем, она, не за­держиваясь в гостях, возвращается домой. Хуршид - человек тонкий, психологически проницательный, чувствует боль мате­ри и ему тоже горько оттого, что не смог он сделать радостной ее старость: "Хуршид сидел хмурый, он все не мог забыть, как мать прижимала к себе узелок, торопясь поскорее уйти, слов­но стеснялась, боялась причинить сыну неудобства... На душе было скверно..."
"Аристократические" проблемы нарушили внутреннее духов­ное единство матери и сына и принесли несчастье им, но они не сделали счастливой и Назиру. Не случайно у нее нет детей — метафорически автор подчеркивает мысль о невозможности про­должения семьи, основанной на непонимании, на идеалах внеш­ней красивости и внутренней бездуховности. Исчезла и любовь между Хуршидом и Назирой, — вытеснена в погоне за вещами, деньгами, машинами, званиями.
Случайная авария на дороге оказалось той лакмусовой бумажкой, которая выявила всю трагедию жизни: "Дверцы "Москвича" прогнулись внутрь, боковое стекло было разбито вдребезги. Странно... Хуршид не испытывал сожаления. Он смотрел на машину и думал о том, что вся его жизнь покоре­жена точно так же, как вот эта машина".
Случайное дорожное происшествие оказалось аварией на дороге жизни — судьба столкнула Хуршида с семьей, которая жила по законам совести, добра и любви. Эта встреча разру­шила его иллюзии, но она восстановила истинные нравствен­ные понятия в душе Хуршида. Он, наконец, понял истинную цену простого счастья, взаимопонимания и уважения между людьми, которые невозможно измерить деньгами.
Основным психологическим средством раскрытия внутрен­него содержания мира героя в рассказе "Дорожное происше­ствие" становятся мысли героев — размышления в форме внут­реннего монолога над настоящим чередуются с воспоминания­ми о прошлом. Прошлое, более прекрасное, хотя и очень трудное, было наполнено истинным смыслом, а настоя­щее проживается в погоне за "ложным" счастьем. И от осозна­ния этого — боль матери и тоска ее сына.
Просмотров: 2413 | Добавил: stefani | Рейтинг: 3.0/2