Сергей Есенин жил и
творил на рубеже двух эпох — старой и новой. Известное изречение о том,
что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце
поэта, — целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств,
которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:
я человек не новый, что скрывать.
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать,
скольжу и падаю другою.
Сложным
и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и
срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то
главное чувство, которое владело им,— чувство ничем не расторжимой связи
со своим народом. Уже в раннем периоде творчества становится очевидной
самая сильная сторона поэтического дарования Есенина — его умение
рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том,
что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в
зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют
глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но
тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу
с началом первой мировой войны — в эту «годину невзгод» («Русь»)
(1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы во многих его
стихах о России играют и переливают радостные тона — голубые, лазоревые,
малиновые...
Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек — сам поэт, влюбленный в родимый край.
Изображение человека в тесном единении с природой дополняется особой
любовью поэта ко всему живому — зверям, птицам Домашним животным
(«Корова» , Песнь о собаке» и др.).
И зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.
Есенин чувствует себя настолько
привязанным к прошлому деревни, что необходимость расстаться с ним
воспринимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает
упадок душевных сил и пессимистические настроения. Все чаще в его стихах
появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об
участи поэта — «роковая на нем печать». Эти настроения отразились в
цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в
состоянии крайнего упадка сил. Отчаяние,
безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре — основные мотивы
этого цикла. Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. в этом
была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем.
Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел
из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из
стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль
Улеглась моя былая рана,
Пьяный бред не гложет сердце мне...
Трагизм прощания Есенина с
прошлым оставил драматические следы в его творчестве. Но прошлое не
поглотило поэта, живая современность оказалась намного сильнее.
Поэт Постоянно обращается к русской природе, когда
высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своём месте в жизни, о
своём прошлом, настоящем и будущем. « На душе лимонный свет заката и
сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне
без листвы холодеть, «Языком залижет непогода прожитой мой путь», -
говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний
через картины русской природы приводило к тому, что мы называем
очеловечиванием природы : «Отговорила роща золотая березовым веселым
языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует
пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...».
Такой принцип изображения приближает природу к человеку, заставляет
особенно полюбить ее. У русской природы Есенин позаимствовал и многие
краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой
смысл и содержание. Синий и голубой — эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это — цвет
неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину,
душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, нежное…», «Тих мой
край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение
простора и свободы: голубое поле», «голубые двери дня», «голубая
звезда», «голубая Русь...»
«Алый цвет мил на весь свет», — гласит
народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его
поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства
(«Выткался на озере алый свет зари . . .»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.
Эти краски-символы характерны для поэта-романтика, который использует
цвета в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств
кроется одна из причин эмоционального воздействия лирики Есенина.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное
в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко
запечатлелись не только в содержании его лирики. но и в самой его
поэтике, связанной с поэтикой народа.
Небывалая искренность тона, редкий дар
непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи
непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные - вот что характеризует Есенина- поэта.
Мало кто знает, что:
* Хотя Есенин и признавался: «Я более всего весну люблю», в его произведениях одинаково часто упоминаются все времена года.
*
Крылатая фраза «есенинские берёзы» не отражает истинных пристрастий
поэта к «зелёным братьям». Есенин любил клён и рябину – последнюю чаще
всего можно увидеть возле памятников поэту.
*
Отцом Сергей Есенин стал довольно рано – в 18 лет. Судьба мальчика
(единственного из всех детей поэта - похожего на отца) сложилась
трагично. Георгий Есенин (родные называли его Юрием) был репрессирован и
расстрелян по обвинению в покушении на жизнь Сталина.
*
Стихотворение «Дай Джим, на счастье лапу мне» посвящено не безвестной
собаке, а вполне конкретному «хвостатому другу». Известна и его порода –
героем произведения Есенина стал редкий в те годы доберман.
* Не
каждый исполнитель народных песен может похвастаться тем, что ему
удалось достойно интерпретировать стихи Есенина - они считаются сложными
для исполнения. Из современников это лучше всего удалось Иосифу Кобзону
и барду Александру Новикову.
*
Есенин много читал, был блестяще образован, но иностранных языков не
знал. Полтора года, проведённые за границей, практики ему не прибавили: с
иностранцами поэт общался с помощью переводчика.
* Эпиграммы, в отличие от Пушкина, Есенин не писал. Зато охотно сочинял... частушки.
*
Персональным «врагом» Есенина был Владимир Маяковский. Несмотря на то,
что поэты были знакомы друг с другом, часто участвовали в публичных
чтениях – по разные стороны баррикад, и славились умением хорошо
«погулять», их ни разу не видели выпивающими за одним столом.
|