12:10 Тема поэта и поэзии в лирике Анны Андреевны Ахматовой |
О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». Примечательно соединение этих двух слов, совмещение
сокровенного и обыденного -— одно из них буквально неотделимо от
другого, когда речь заходит о творчестве. Оно у Ахматовой явление того
же ряда, что и жизнь, и процесс его идет по воле сил, что диктуют ход
жизни. Стих возникает как «раскат стихающего грома», как звук,
побеждающий « в бездне шепотов и звонов ». И задача поэта - уловить его,
расслышать прорывающиеся откуда-то «слова и легких рифм сигнальные
звоночки».
«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда».
Но земной сор становится почвой, на которой поэзия вырастает, поднимая с собой человека (« Мне мои дремоты Вдруг
такие распахнут ворота И ведут за утренней звездой»). Вот почему в
лирике Ахматовой у поэта и мира отношения на равных — счастье быть
одаренной им неотделимо в стихах от осознания возможности одарить щедро,
по-царски:
Многое еще, наверно, хочет То, что бессловесное, грохочет,
Для
Ахматовой искусство способно вбирать в себя мир и тем самым делать его
богаче, и этим определяется его действенная сила, место и роль художника
в жизни людей. С ощущением этой — дарованной ей — силы Ахматова прожила
свою жизнь в поэзии. «Осуждены — и это знаем сами — Мы расточать, а не
копить» , — сказано ею в самом начале поэтического пути, в пятнадцатом
году. Именно это позволяет стиху обрести бессмертие, о чем сказано
афористически точно:
Ржавеет золото и истлевает сталь, Всего прочнее на земле — печаль
При
встрече со стихами Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина:
классическая ясность, интонационная выразительность ахматовского стиха,
отчетливо выраженная позиция приятия мира, противостоящего человеку, —
все это позволяет говорить о пушкинском начале, явственно обнаруживающем
себя в поэзии Ахматовой. Имя Пушкина было для нее самым дорогим — с ним
связывалось представление о том, что составляет суть поэзии. Прямых
перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретить,
воздействие Пушкина сказывается здесь на ином уровне — философии жизни,
настойчивом стремлении быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти
или требованиям толпы. Именно с пушкинской традицией связывается
свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли и гармонической
точности стиха, возможность выявить всеобщее значение неповторимого
душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности,
наконец, многообразие лирических тем, скрепляемых личностью поэта,
который всегда современник читателю. ствовать поругание человечности, жестокость, которая в пореволюционную эпоху выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости. Неизбывной горечью наполнены ее стихи, порожденные временем, когда во имя высоких идеалов были бессмысленно порушены многие человеческие судьбы, растоптаны жизни:
Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать. Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять.
Горькую обновушку Другу шила я. Любит, любит кровушку Русская земля.
Представлениям
о смысле существования и назначении поэзии, все более решительно
утверждавшимся в пореволюционную эпоху, стихи Ахматовой явно не
соответствовали: ее поэзия объявляется достоянием прошлого, враждебного
революционной действительности. А вскоре стихи ее и вовсе перестали
печатать, и даже имя ее появлялось изредка, лишь в резко критическом
контексте. Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. «На пороге белом рая, Оглянувшись, крикнул: «Жду!». «Я гибель накликала милым, И гибли один за другим».
|
|