Главная » 2013 » Июль » 27 » Александр Дюма-отец-189 лет со дня рождения
20:57
Александр Дюма-отец-189 лет со дня рождения

Александр Дюма-отец (фр. Alexandre Dumas, père).

Годы жизни: 1802 - 1870.

Блестящий французский писатель, драматург и романист, один из самых читаемых в мире. Его произведения неоднократно экранизированы.

 

Если судить о популярности романа по количеству экранизаций, то на одном из первых мест окажутся «Три мушкетёра» Александра Дюма. По частоте появления на экране Д`Артаньян уступает разве что Шерлоку Холмсу. Своеобразное «соперничество» этих двух персонажей продолжается практически с того самого момента, как изобрели кино: первый фильм о мушкетёрах снят в 1898 году, первый фильм о Холмсе – в 1900. (Кстати, сложный вопрос: в каком советском мультфильме эти двое всё-таки встретились? Точнее, не они, а их «двойники» из мира животных. Ответ – в конце статьи.)

Если говорить о кинопостановках «Трёх мушкетёров», бросается в глаза, что каждая новая экранизация подвергает оригинальный сюжет книги всё большим и большим изменениям. В американских «Трёх мушкетёрах» 1993 года кроме имён главных героев вообще нет ни единого сходства с книгой: по сути, это обычный голливудский боевик, где вместо автоматов – шпаги и кремнёвые пистолеты. Фильм «Мушкетёр» 2001 года пошёл ещё дальше: Д`Артаньян сражается с гвардейцами в стиле кунг-фу, скача по стенам и потолкам. Впрочем, попытки вольных экранизаций Дюма существовали и задолго до того: например, итальянский фильм 1963 года «Зорро и три мушкетёра» или какие-нибудь «Эротические приключения трёх мушкетёров» (без комментариев).

В любом случае, для нас, россиян, киношный Д`Артаньян только один – это Михаил Боярский из музыкально-комедийного сериала 1979 года. Незаслуженно забытым оказалось продолжение: мрачные, полные чёрного юмора «Мушкетёры двадцать лет спустя». Третий фильм – «Тайны королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» получился коротким и весьма странным, а снятое в 2008 году «Возвращение мушкетёров» по части абсурдности сюжета даст фору голливудским «шедеврам».

Если, говоря о Д`Артаньяне, мы невольно вспоминаем Михаила Боярского, то упоминание о графе Монте-Кристо скорее всего вызовет в памяти лицо другого замечательного актёра, Виктора Авилова. От прочих экранизаций «Графа Монте-Кристо» советский фильм «Узник замка Иф» отличается запредельной мрачностью и некоей истеричностью в поведении героев. Что поделать: фильм снимался как раз в то время, когда отечественные режиссёры, избавившись от оков советской цензуры, искали новый киноязык. Сейчас результаты этого поиска презрительно называют «чернухой», от такого стиля давно отказались, а жаль: то был короткий период, когда в нашей стране снимали нечто действительно оригинальное, сейчас же отечественный кинематограф занимается унылыми ремейками советской киноклассики и столь же безблагодатными адаптациями голливудских сюжетов.

Из других хороших отечественных экранизаций Дюма можно вспомнить качественно снятый телесериал «Королева Марго», где снялись лучшие актёры отечественного кино: Харатьян, Жигунов, тот же Боярский, Караченцов, Джигарханян. Словом, у нас есть некоторые основания считать французского писателя Александра Дюма-отца своим, раз его произведения так хорошо прижились на нашей почве.

И самое, пожалуй, интересное свидетельство этого – роман «Последний платёж». Действие романа происходит вскоре после окончания событий «Графа Монте-Кристо». Эдмон Дантес приезжает в Москву, где внезапно получает пощёчину от одного студента. Выясняется, что студент перепутал графа с его однофамильцем – Жоржем Дантесом, от чьей руки погиб Пушкин. Разобравшись в ситуации, граф решил самостоятельно найти убийцу великого русского поэта и покарать его в том же духе, в каком он «разобрался» со своими прежними обидчиками. К сожалению, уже доказано, что роман «Последний платёж» - литературная мистификация, созданная в СССР, но это говорит лишь о том, насколько интересно и близко нам творчество этого писателя.

А теперь ответ на вопрос, который был задан в начале статьи. Речь идёт о советском мультфильме «Пёс в сапогах», где мушкетёры заменены говорящими собаками. Главный герой, Гасконец (пародия на Д`Артаньяна) во время путешествия в Англию встречает пса-сыщика, который разговаривает голосом лучшего Шерлока Холмса всех времён – Василия Ливанова. Вот так и познакомились эти два персонажа, пусть и не в «первозданном виде».

Категория: Зарубежная литература | Просмотров: 954 | Добавил: stefani | Теги: Александр Дюма-отец | Рейтинг: 5.0/1