11:58 А.С. Пушкин. Материалы к урокам | |
А.С. Пушкин. Материалы к урокам
Вновь я посетил...Экскурсия по Пушкиногорью Презентация знакомит учащихся с историко-литературным материалом,связанным с жизнью и творчеством поэта. Автор: Серия"Современная школа" Скачать
«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться — никогда. Это книга высочайшей достоверности и откровенности, чуждая какого бы ни было самолюбования или эгоцентризма: в ней автор не только передает свои переживания во всей их полноте и многогранности, но и делает себя предметом пристального исследования, а порой строгого суда» (В. Непомнящий). Основные темы лирики Пушкина — философское осмысление жизни, дружба и любовь, вольность и свобода, предназначение поэта и поэзии, человек и природа. Было бы странным пытаться поставить четкие границы между отдельными направлениями: все темы взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них не статична и претерпевает существенные изменения, связанные с изменением мироощущения самого поэта, со становлением его творческого сознания. Философские воззрения поэта менялись на протяжении его жизни. В Лицее увлечение французскими просветителями привели к появлению таких стихов, как «Безверие», а греческой философией гедонизма. Гедонизм (от древнегреческого hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятие гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь. Пушкин создает «Гроб Анакреона», «Фиал Анакреона», «Амур и Гений», «Творчество Вакха» и др., в которых звучали призывы к веселью и наслаждению, но были и размышления о смысле и цели жизни, смерти и бессмертии, добре и зле. В Южной ссылке поэт понимает, что жизнь как непрерывное наслаждение не насыщает, а за пресыщением идет хандра, он разочаровывается в новых друзьях и революционных настроениях («Дружба», «Свободы сеятель пустынный»), у него усиливается страх смерти. Духовный перелом наступает с осмыслением своей миссии как поэта («Пророк»), с переходом от вольтерианства к христианству, преодоления юношеского атеизма и эпикурейства.
События 1825 года, казнь и ссылка друзей, восшествие на престол нового царя и сложность отношений с ним приводят Пушкина на край пропасти, тоска, отчаяние достигают предела («Дар напрасный, дар случайный…»). Последние годы — размышление о жизненном пути человека («Воспоминания», «В начале жизни школу помню я…» и др.). «Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыта для него не существует», — писал Пушкин. В философской лирике отразился процесс перестройки всего его нравственного существа. С юности размышлял Пушкин о назначении поэзии, задачах искусства, судьбе поэта. В первом печатном стихотворении «К другу стихотворцу» лицеист повествует о незавидной судьбе поэта в современном ему обществе: «Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон». В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором впервые возникает образ поэта-борца, прямо противоположный представлениям XVIII века о назначении поэта. Декларацией права поэта на правдиво прозаическое отношение к жизни стало стихотворение «Разговор книготорговца с поэтом» (1824 г.). В 1826 году к Пушкину приходит осмысление своей миссии как человека, получившего поэтический дар от Бога: обладать «вещим» зрением, уметь «слышат голос мир» и «глаголом жечь сердца людей» («Пророк»). В последних произведениях («Поэт и толпа», «Эхо», «Поэту», «Осень») Пушкин настаивает на абсолютной свободе художника, у которого только один судья — Бог. Итоги творчества Пушкин подвел в стихотворении «Памятник» (1836 г.), ставшего «одновременно исповедью, самооценкой, манифестом и завещанием великого писателя». Первая треть ХIХ века была проникнута ожиданием социальных реформ, которые могли бы изменить ситуацию в России. Пробуждение народного сознания Пушкин увидел уже в лицейские годы, а в Петербурге близко познакомился с будущими декабристами. Результатом стали первые вольнолюбивые стихи («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), которые носили резкий, обличительный характер: в них звучали прямые упреки к императору, призывы к отмене крепостного права и созданию конституции. Однако в период Южной ссылки поэт отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ («Свободы сеятель пустынный…»). Лирика любви и дружбы занимает значительное место во всем творчестве Пушкина. Ее жанры разнообразны (послания, элегии, эпиграммы). Сложившееся «лицейское братство», гвардейские офицеры (Чаадаев) и дипломаты (Грибоедов), философы-эпикурейцы (Каверин), преподаватели и профессора Лицея (Галич) — вот дружеский круг молодого Пушкина, верным которому он остался до конца своих дней. В разное время в дружеских стихах звучат радость, надежда, восхищение, сожаление, искренняя боль, признательность, но все их объединяет одно — особое, бережное отношение к друзьям, основанное на бесконечном доверии. От ранних стихотворений («К студентам», «Товарищам», «Друзьям») к стихам, посвященным лицейским годовщинам («19 октября (1825)», «19 октября 1827») и далее, к поздней лирике («Была пора: наш праздник удалой…», «Художнику» и др.) любовь и верность друзьям, несмотря на все жизненные бури, остаются неизменными. Также предельно искренен Пушкин и в любовных стихах («На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Для берегов отчизны дальней…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна» и др.). Любовь, даже безответная, в его стихах всегда светла. Причиной жизнеутверждающего характера любовной лирики является безграничная вера поэта в человеческое сердце, в способность любить.
| |
|